КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, К КАКОМУ КЛАССУ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОМУ СЛОЮ ОТНОСИТСЯ СЕМЬЯ?

501 Совет

        
Загрузка...



КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, К КАКОМУ КЛАССУ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОМУ СЛОЮ ОТНОСИТСЯ СЕМЬЯ?

26 февраля 2013, Опубликовал admin в 2:59 дп | Нет комментариев

Опреде­лить это порой довольно сложно, так как отдельные члены семьи могут относиться к различным общественным группам (классам, слоям). В таких случаях говорят, что семья социально неоднородна. Но речь при этом идет, как правило, о работающих членах семьи или о пенсионерах, социальное положение которых определяется местом их работы непосредственно перед ухо­дом на пенсию. Что касается детей­ школьников, то их социальное поло­ жение, как и других неработающих членов семьи, определяется по социальному положению родителей или лиц, их заменяющих, тех, кто своим трудом обеспечивает основ­ной доход семьи.

В Российском обществе есть два трудящихся класса — рабочий класс и крестьянство, к которому непо­средственно примыкают другие работники предпринимательского сектора бизнесменов (как члены фирм, так и те, для которых работа на фирме по найму явля­ется основной). Кроме того, в нашем обществе есть большие социальные группы интеллигенции (специалистов) и служащих (неспе­циалистов ). К первой из них отно­сятся люди, занятые квалифициро­ванным умственным трудом, требу­ющим, как правило, высшего или среднего специального образования (инженеры и техники, агрономы и зоотехники, учителя и воспитатели детских садов, врачи, фельдшеры и медицинские сестры, экономисты, юристы, журналисты, актеры, библиотечные и культурно-просвети­ тельные работники и т. д.). Специ­фическими чертами обладает довольно большой слой руководя­щих кадров различного ранга. К служащим (неспециалистам) отно­сятся работники преимущественно умственного труда, не требующего высокой квалификации или научной образованности (секретари, дело­производители, агенты и экспедито­ры, бухгалтеры, кроме главных и старших, кассиры и др.). Конечно, такое разграничение достаточно условно, но оно позволяет в самом общем виде представить себе струк­туру нашего общества.

Принадлежность к рабочему классу или крестьянству определя­ется по трем основным признакам, взятым в их единстве: по форме соб­ственности, с которой человек свя­зан своей основной трудовой деятельностью (государственной,
предпринимательской и др.), по характеру труда (преимущественно умствен­ный или преимущественно физиче­ский, индустриальный или аграр­ный), по источникам, размерам дохода (заработная плата на госу­дарственном предприятии, доля в доходах фирм и др.) и условиям жизни. Принадлежность к интеллигенции или служащим (не­ специалистам) определяется главным образом по характеру вьшолня­емой работы (по профессии, долж­ности). И классы, и большие со­циальные группы состоят из социальных слоев (например, рабо­чих высоко-, средне- и малоквали­фицированного труда, специалистов средней и высокой квалификации, а также наивысшей квалификации ­ в науке, искусстве). Кроме того,есть социальные слои вне классов и больших социальных групп. Так, в последнее время растет численность занятых индивидуальной трудовой деятельностью как основной; осо­бый слой составляют служители религиозных культов; есть и другие слои. Сохраняются социальные раз­личия между жителями города и деревни, крупных и малых городов и т. д.

Следует также иметь ввиду, что социальное положение семьи и отдельных ее членов не остается раз и навсегда одним и тем же. Взро­слеют дети, получают профессио­нальное образование (заканчивают колледжи, среднее специаль­ное или высшее учебное заведение) и приобретают самостоятельное социальное положение, отличающе­еся от того, которое занимают их родители. Да и сами родители не остаются всю жизнь в одной и той же социальной группе или слое.  Поэтому определять социальное положение семьи надо с учетом всех этих обсто­ятельств, имея в виду социальную позицию каждого из членов семьи и конкретный период или этап их жизни.

У семей, принадлежа­ших к разным общественным груп­пам, могут быть примерно одинако­вые размеры доходов, жилищные условия, близкими оказываются духовные интересы, способы прове­дения досуга, их дети учатся в одних тех же школах, имеют в принципе равые возможности для получения профессионального образования и выбора своего будущего социального положения. Но было бы не­ верным недооценивать значение социальных различий в нашем обществе. Они определяют соци­ально-экономические интересы семей, некоторые черты их жизнен­ного уклада, особенности культуры. Полное социальное равенство людей — дело будущего, и пока оно не достигнуто, социальные различия сохраняют свое значение. Их важно учитывать в социальной политике, в решении многих практических вопросов труда, досуга, образова­ния, быта миллионов людей. Вот почему и самой семье полезно осоз­нать свое социальное положение, желаемые и возможные пути его изменения, решения своих социаль­ных проблем через трудовые кол­лективы, демократически избран­ные органы власти.




Нет пока комментариев.

Вам надо войти, чтобы написать комментарий.



Яндекс.Метрика Индекс цитирования.