В современном обществе у 95% людей правая рука является более актив­ной, остальные 5% — так называе­мые левши и амбидекстры, т. е. те кто использует и правую и левую руку в равной степени.

Нравственное воспитание — это прежде всего разумное, мудрое ограничение. Ребе­нок с первых шагов своей сознательной
жизни должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.

Ребенок, пишущий левой рукой, почти всегда привлекает к себе внимание и нередко вызывает насмешки своих праворуких свер­стников. Поэтому очень многие родители, да и учителя считают, что переученный левша устраняет имеющийся у него постоянный психоло­гический дискомфорт, лучше при­спосабливает себя к рассчитанной на праворуких окружающей среде. В таких соображениях, несомненно, есть не который резон. Но давайте подумаем вместе, стоит ли так поступать?

Левши имеют определенные осо­бенности интеллекта, психики, вообще — личности. Если у прав­шей наблюдается большая тяга к «языковым» профессиям, то левши отличаются способностью к музыке и рисованию. У них, как правило,
прекрасно развита зрительная память. Например, известный рим­ский полководец Александр Маке­донский, обладавший феноменаль­ной зрительной памятью, был лев­ша. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свой­ственны также сильные волевые качества. Благодаря своей твердой воле, уверенности в действиях мно­гие из них стали знаменитыми госу­ дарственными деятелями и полко­водцами. Они лучше ориентируются в необычной для себя среде. Напри­мер, доказано, что аквалангисты­ левши более четко выполняют раз­личные работы, чем правши. Очень много левшей становится выдающи­мися спортсменами-боксерами, фехтовальщиками, волейболиста­ми, теннисистами.

На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна рука становится более пассивной по срав­нению с другой.

Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (сам левша) вы­сказал предположение, что развитие двигательных функций обеих рук будет способствовать гармоничному развитию ребенка и даст определён­ные преимущества в его интеллек­туальном развитии. Левшами были. Леонардо да Винчи, Пикассо, Вла­димир Даль, Чарли Чаплин …

Начиная с шестинедельного воз­раста целесообразно осуществлять специальные тренировки рук малы­ша, и особенно левой кисти. Это может быть массаж кисти, пассив­ное сгибание и разгибание пальцев и т. п. Такие упражнения способ­ствуют более раннему созреванию мозга и более совершенному владе­нию обеими руками.

Совершенно очевидно, что недо­пустимо «переучивание» левши в правшу такими приемами, как при­вязывание левой руки, удары по ней и т. п. Это обычно приводит к выра­женным невротическим расстрой­ствам. Представьте себе, если бы замечательного лесковского Левшу попытались в детстве переучить «до­машними средствами», он вряд ли сумел бы подковать блоху. Однако существуют и вполне допустимые приемы такого переучивания. Так, для торможения движений левой руки можно использовать различ­ные игры, проводя их в спокойной, доброжелательной атмосфере, избе­гая излишней категоричности и сильного нажима на ребенка. Например, ребенку дается в левую руку автомобильчик, а в правую ­ самолетик и предлагается добраться до определенного пункта. Естест­венно, что ребенок энергично будет двигать правой рукой самолет и задерживать левую руку, ведущую автомобиль. В подобных играх, а их можно придумать по этой аналогии очень много, резкое преобладание функций одной руки удается тормо­зить без развития невротических явлений. А вообще ничего страш­ного не произойдет , если ребенка не переучивать и он останется левшой.