Уже долгое время российская система образования борется с таким интересным феноменом, как домашнее образование. На эту борьбу уходит много сил, применяются самые различные приемы. Школьная система разваливается на глазах, классно-урочная форма обучения уже не отвечает современным требованиям примерно в течение последних 15-20 лет. Но никто не хочет принимать этого в расчет. В частности – администрация школ и отделы народного образования самых разных уровней.

Происходит то, что мы наблюдаем, даже не смотря на то, что законодательно подобная форма получения образования узаконена различными документами, некоторые из которых даже прописывают, как должна проходить аттестация и выплаты на содержание. Запрета на получение образования на дому как такового нет. Но немалое количество школ, пользуясь незнанием родителей ребенка, не только убеждают их в противоположном, но и валят школьника на аттестации.

Еще одной формой несоответствия нормам образовательного законодательства можно назвать нежелание школы и соответствующей инстанции выплачивать деньги на содержание домашнего обучения. Также наглое запугивание родителя всевозможными выдуманными проблемами некоторых родителей заставляет взяться за ручку и начать писать соответствующие заявления в районные, областные и государственные органы. Там проводится проверка, в результате которой родитель может узнать много интересного. В частности, что никакая школа не имеет права запретить ребенку быть фактически закрепленным конкретно за ней, если при этом он на домашнем обучении.

Воспрепятствование образовательного учреждения подобной форме получения образования прямо говорит о том, что она не состоятельна, как обучающий и воспитывающий элемент. Администрация не желает учитывать современных тенденций и тянет местное подрастающее поколение назад, не давая им развиваться на соответствующем уровне. И это при том, что многие родители согласны не требовать материальных выплат, лишь бы школа не препятствовала ребенку нормально сдавать экзамены в положенное время и не давила морально.

Находясь на домашнем обучении, ребенок не только вырабатывает свой собственный режим дня, но и осуществляет обучение более быстрыми темпами, получая больше информации, занимаясь предметом не один-два урока, а по нескольку часов с перерывами. Информация усваивается при помощи индивидуальных методик на более глубоком уровне. Уже исходя из этого пункта, людям преподающим и обучающим следует задуматься об эффективности используемых ими подходов.

Надо ли ребенка приучать к домашним заботам?

Вопрос, безусловно, актуальный и занимающий умы многих мам перед рождением ребенка или в первые годы его жизни. Ведь от того, каким именно образом она сможет это включить в процесс воспитания, зависит, как это будет воспринимать ребенок и его отношение к жизни, формирование мировоззрения.

Да, именно так. Отношение к заботам, помощи по дому, будь то инициатива или просьба что-то сделать, существенно влияет на образ жизни и восприятие подобных действий со стороны других. Если дитя все время приучать к мысли, что забота о домочадцах или выполнение работы по дому – это такая жизненная игра, то не стоит даже надеяться, что он будет потом делать что-то подобное, чтобы осуществлять уход за собой. Подросток будет не в состоянии позаботиться о себе и, даже более того, выражать недовольство и предъявлять претензии, что в его комнате не убрано, грязно, особенно, если его попросят убраться.

Подобное поведение может быть и результатом того, что, считая учебу наиглавнейшим занятием, родители берегут ребенка, не утруждая его даже мытьем посуды после себя. Еще хуже, если об этом постоянно просят старшего сына или старшую дочь. В голове у младшего фиксируется этот факт, и они с легкостью забудут о любом поручении, если знает, что старшие или сами родители все равно сами выполнят требуемое.

Поэтому главным критерием того, как и чему стоит его учить, надо считать основную идею, которая содержится в мысли научить его чему-либо. Например, если мать хочет, чтобы малыш мог постепенно научиться заботиться о себе без чужой помощи, то это обучение надо выполнять исподволь, постепенно наращивания темпы и повышать уровень сложности заданий. Важно соблюдение определенного условия: обязательно предоставить ребенку свободу выбора методов по достижению требуемого результата. Он будет учиться действовать в тех или иных ситуациях, руководствуясь лишь собственными знаниями. Это позволит даже, что вполне возможно, найти новые подходы к решению поставленной задачи.

Если же на будущее ребенка строятся определенные планы, например, сделать его преемником отца в деле, то нужно учить его, постепенно и целенаправленно, именно тому, что пригодится при работе. Только не сразу тому, что должен уметь руководитель, а подвести его к пониманию смысла, значимости и целесообразности применения этого комплекса навыков и умений, которые ему предстоит освоить.