ГДЕ РАЗУМНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ОТДAЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ ОТ РОДИТЕ­ЛЕЙ

501 Совет

        



ГДЕ РАЗУМНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ОТДAЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ ОТ РОДИТЕ­ЛЕЙ

5 марта 2013, Опубликовал admin в 4:16 пп | Нет комментариев

Да, именно «отдаления», а не «отделения», поскольку первое понятие более широкое, глубокое по своей сущности, чем второе. «От­даление» — это мера автономии не только территориальной, но и мате­риальной, духовной, эмоциональ­ной, социальной, правовой и т. д.

Если исходить из оптимальных взаимоотношений родственных се­мей, то надо признать объективно необходимыми как определенную степень автономии каждой такой семьи, так и сохранение достаточно стабильных и систематических свя­зей между ними.

Вообще говоря, процесс посте­пенного отдаления детей от родите­лей происходит непрерывно с их рождения. Однако на определенных этапах нарушается равномерность процесса, происходят скачкообраз­ные резкие сдвиги в отношениях между родителями и детьми, воспри­нимаемые подчас болезненно, ­ прекращение грудного вскармлива­ния, начало посещения дошколь­ного детского учреждения, посту­пление в школу и, наконец, выделе­ние взрослых детей из родительской семьи. Чем более резкими и в осо­бенности несвоевременными оказы­ваются формы и степень отдаления детей от родителей, тем выше риск отрицательных последствий этого для детей. Оказывается неблагопри­ятное влияние на их психическое, нравственное, эмоциональное, фи­зическое развитие. Разумеется, ха­рактер влияний не всегда однозначен. Негативные последствия нару­шений привычных связей детей с родителями ослабляются таким мощным фактором, как прочный фундамент положительных резуль­татов воспитания в семье. Взрослые дети в этом случае осознают, что причиной частичной утраты связей с родителями являлись внешние обстоятельства. Отсутствующий родитель, которого можно любить, остается для ребенка психологиче­ской и нравственной опорой.

Постепенное естественное отда­ление детей от родителей — лишь одна сторона явления. Другая сторо­на, непосредственно связанная с пер­вой, заключается в том, что многие уроки семьи, усвоенные в детстве и юности, становятся свойствами лич­ности, пожизненно руководящими ее поступками и чувствами. Как отметил в своей книге «Люди, кото­рые играют в игры» американский психолог Эрик Берн, предписания родителя могут обретать силу кол­довского заклятия, которое оказы­вается заложенным в самой психике человека. Суть связи этих двух сто­рон процесса в том, что целью вос­питания и является формирование у ребенка стабильных психологичес­ких установок и способностей само­стоятельно осуществлять комплекс социальных функций. По мере того как человек овладевает необходи­мыми знаниями и умениями, ослабе­вают и прекращаются соответству­ющие виды воспитательных воздей­ствий семьи, т. е. происходит отда­ление, автономизация личности ре­бенка от родителей.

Достижение взрослости, выделе­ние взрослых детей из родительской семьи как бы фиксируют заверше­ние процесса воспитания, социализа­ции, осуществляющегося семьей. Взаимоотношения детей и родите­лей переходят в качественно новую форму. Отпадает объективная необходимость в опеке, в зависимости детей от родителей. Теперь это отношения в основном равноправ­ных, взаимно независимых, самосто­ятельных людей, которых связы­вают в первую очередь сохраня­ющиеся родственные чувства, а также чувство долга, признательно­сти. Если по инерции та или иная сторона претендует на сохранение утративших объективную необходи­мость видов отношений, это может быть чревато либо конфликтом поколений, либо формированием инфантильной, не приспособленной к жизни личности. Так, повседне­вная, мелочная опека над взрослыми детьми, лишение их права самосто­ятельно принимать решения спо­собны лишь вызвать протест моло­дых либо превратить их в безвольных, безынициативных людей с преобладанием потребительской ориентации.

Подобные отклонения от законо­мерного развития взаимоотношений поколений в семье могут иметь свои отдаленные, но крайне неприятные последствия. Когда родители соста­рятся, будут больны и немощны, они могут не получить так необходи­мую им поддержку и помощь детей. Кроме того, строя уже свою семью, дети могут заложить в свои отноше­ния модель родительской семьи, повторив ее ошибки.

Говоря об отношениях родителей и взрослых детей, нельзя не прини­мать во внимание те особые усло­вия, которые возникают в случае, если у сына или дочери появляется своя семья. Но это уже предмет спе­циального разговора.




Нет пока комментариев.

Вам надо войти, чтобы написать комментарий.

Яндекс.Метрика Индекс цитирования.