Память включает процессы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации. Все они тесно связаны между собой, и нередко их бывает трудно разграничить. Но пожалуй, основной вопрос, который всех интересует, — это продуктивность запоминания. Она зависит прежде всего от цели запоминания. Все то, что мы считаем необходимым хорошо запомнить, запечатлевается лучше и сохраняется в памяти дольше. Ориентация ребенка на точность или длительность запоминания имеет иногда решающее значение.
Один известный актер должен был неожиданно для себя заменить своего коллегу и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал свою новую роль в совершенстве. После же спектакля, как он сам выразился, «все словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта.
Школьникам предстоит не раз сдавать экзамены, и уже после первого испытания обратите внимание ребенка на такую особенность памяти: хорошо и надолго запоминается только то, что он учил в течение года. Материал же, который учащиеся вызубривают в последние дни перед экзаменом, движимые необходимостью успешно его сдать, они вскоре забывают. А отсюда вывод: самое важное запоминать надо в течение всего учебного года. Пред экзаменационная память краткосрочна.
Другой решающий момент отношение к тому, что предстоит запомнить. Психологи установили, что 80% всех запоминающихся фактов эмоционально окрашены, 16% безразличны и 4% — неопределенны. Из эмоционально окрашенных 65% были связаны с чувством удовольствия, а 30% — с неприятными переживаниями. Следовательно, совершенно ясно, что для успешного запоминания необходимы направленность внимания, наличие цели, интерес к учебным занятиям.
Следует сказать и о роли осмысливания в процессе запоминания. Человек запоминает текст с определенным смыслом в 9 раз лучше, чем набор отдельных слов. Поэтому логическое запоминание, основанное на анализе материала, дает в 22 раза лучшие результаты, чем механическое запоминание.
Существует мнение, что плохая память означает лишь недостаточно концентрированное внимание. Однако привычка равнодушно, безучастно наблюдать ~ также спутник недостаточной памяти.
Работая в одном направлении, человек не может сосредоточиться на остальных предметах, а отсюда рассеянность, порой доходящая до смешного. Антон Рубинштейн был страстным рыболовом. Однажды в день концерта в Киеве он вдруг вечером собрался и уехал за город рыбачить. Когда зрительный зал был уже полон, разнесся слух, что Рубинштейн пропал неизвестно куда. Только через несколько часов великого пианиста нашли на берегу Днепра в обществе двух других рыболовов-любителей и пойманных ими язей.
Часто школьники, даже те, кто правильно организует свой распорядок дня, много занимается и внимательно слушает на уроках учителя, сетуют на плохую память и, ссылаясь на нее, оправдывают свои неудачи в учебе. К счастью, плохая память — большая редкость. Просто многие люди не умеют правильно использовать ее возможности. Естественно, что ничто не делается само собой. Память улучшается только в процессе постоянной тренировки. Плохо запоминается непонятный материал. Поэтому для эффективного запоминания необходимо как следует разобраться в материале, и, если это возможно, образно представить его. В зависимости от преобладания зрительной, слуховой или моторной (связанной с записью текста) памяти основную нагрузку можно делать на ее ведущий тип. Тренировать память хорошо помогает конспект. Он позволяет при запоминании большого материала группировать его по смыслу, выделять главное и т. п. Важное практическое значение для прочного усвоения знаний играет повторение. Однако успех запоминания зависит не только от количества повторений, но и от их распределения во времени. Например, повторять 100 раз в день менее полезно, чем один раз в день в течение трех месяцев. Многие учащиеся хорошо заучивают самую различную информацию, если она поступает перед ночным сном, а утром непременно повторяется.