Память включает процессы запечатления, хранения и извлечения поступа­ющей информации. Все они тесно связаны между собой, и нередко их бывает трудно разграничить. Но пожалуй, основной вопрос, который всех интересует, — это продуктив­ность запоминания. Она зависит прежде всего от цели запоминания. Все то, что мы считаем необходи­мым хорошо запомнить, запечатле­вается лучше и сохраняется в памяти дольше. Ориентация ребенка на точность или длительность запоми­нания имеет иногда решающее зна­чение.

Один известный актер должен был неожиданно для себя заменить своего коллегу и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал свою новую роль в совершенстве. После же спекта­кля, как он сам выразился, «все словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта.

Школьникам предстоит не раз сдавать экзамены, и уже после пер­вого испытания обратите внимание ребенка на такую особенность памя­ти: хорошо и надолго запоминается только то, что он учил в течение года. Материал же, который учащи­еся вызубривают в последние дни перед экзаменом, движимые необхо­димостью успешно его сдать, они вскоре забывают. А отсюда вывод: самое важное запоминать надо в течение всего учебного года. Пред­ экзаменационная память краткос­рочна.

Другой решающий момент­ отношение к тому, что предстоит запомнить. Психологи установили, что 80% всех запоминающихся фак­тов эмоционально окрашены, 16% ­ безразличны и 4% — неопределен­ны. Из эмоционально окрашенных 65% были связаны с чувством удо­вольствия, а 30% — с неприятными переживаниями. Следовательно, совершенно ясно, что для успешного запоминания необходимы направ­ленность внимания, наличие цели, интерес к учебным занятиям.

Следует сказать и о роли осмы­сливания в процессе запоминания. Человек запоминает текст с опреде­ленным смыслом в 9 раз лучше, чем набор отдельных слов. Поэтому логическое запоминание, основан­ное на анализе материала, дает в 22 раза лучшие результаты, чем меха­ническое запоминание.

Существует мнение, что плохая память означает лишь недостаточно концентрированное внимание. Од­нако привычка равнодушно, без­участно наблюдать ~ также спут­ник недостаточной памяти.

Работая в одном направлении, человек не может сосредоточиться на остальных предметах, а отсюда­ рассеянность, порой доходящая до смешного. Антон Рубинштейн был страстным рыболовом. Однажды в день концерта в Киеве он вдруг вечером собрался и уехал за город рыбачить. Когда зрительный зал был уже полон, разнесся слух, что Рубинштейн пропал неизвестно куда. Только через несколько часов великого пианиста нашли на берегу Днепра в обществе двух других рыболовов-любителей и пойманных ими язей.

Часто школьники, даже те, кто правильно организует свой распоря­док дня, много занимается и внима­тельно слушает на уроках учителя, сетуют на плохую память и, ссыла­ясь на нее, оправдывают свои неудачи в учебе. К счастью, плохая память — большая редкость. Про­сто многие люди не умеют пра­вильно использовать ее возможно­сти. Естественно, что ничто не делается само собой. Память улуч­шается только в процессе постоян­ной тренировки. Плохо запоминает­ся непонятный материал. Поэтому для эффективного запоминания не­обходимо как следует разобраться в материале, и, если это возможно, образно представить его. В зависи­мости от преобладания зрительной, слуховой или моторной (связанной с записью текста) памяти основную нагрузку можно делать на ее веду­щий тип. Тренировать память хорошо помогает конспект. Он позволяет при запоминании боль­шого материала группировать его по смыслу, выделять главное и т. п. Важное практическое значение для прочного усвоения знаний играет повторение. Однако успех запоми­нания зависит не только от количе­ства повторений, но и от их распре­деления во времени. Например, повторять 100 раз в день менее полезно, чем один раз в день в тече­ние трех месяцев. Многие учащиеся хорошо заучивают самую различ­ную информацию, если она посту­пает перед ночным сном, а утром непременно повторяется.