Внимательно вчитайтесь в несколько строк мальчишеского письма: «Все говорят: надо быть мужественным, волевым, сильным. Согласен, конечно, надо. И хорошо было тем, кто воевал на фронте: они сразу могли проверить себя, совершив подвиг или если не подвиг, то хотя бы смелый поступок. А как быть нам? Как в обыкновенной жизни, в этой скукотище узнать, на что ты годишься? Ведь не каждому так повезет, что он сумеет спасти тонущего товарища или вытащить из горящего дома ребенка?»
За великолепной наивностью этих слов, написанных саратовским шестиклассником Славой, не только ребячье беспокойство, но и серьезный упрек взрослым. Не слишком ли часто мы изображаем человеческое мужество непременной чертой лишь военного времени, выражавшейся полнее всего в самопожертвовании? Надо больше и, главное, убедительнее рассказывать ребятам о проявлении сильной воли, упорства, настойчивости — об этих непременных компонентах мужества — в условиях обыденных, не подсвеченных пожарами боевых действий, не сопровождаемых громом артиллерийских батарей, томительным воем штурмующих самолетов. И не только рассказывать, но и обязательно ставить сыновей в условия, требующие проявления с их стороны И воли, и смелости, и настойчивости. И еще важная частность: до сознания сыновей надо непременно доводить, что самые прославленные наши герои — вполне земныe, не лишенные недостатков, слабостей люди, такие же, как ты. А иначе невозможно поселить в детских душах уверенность: подняться на вершины отваги и мужества способен каждый — и он, и его сосед Ваня …
Говорят, раньше было меньше проблем с воспитанием ребятишек. Возможно. Мальчишечки семи-восьми лет работали бок о бок со взрослыми (особенно в деревне). Не надо воспринимать эти слова как призыв к возврату в прошлое. Нет, конечно. Но всюду, где есть хоть малейшая возможность, будет очень даже хорошо, если отец поставит своего сына рядом и скажет: «Делай, как я». Мальчишка, пилящий с отцом дрова одной пилой, помогающий папе в гараже притирать клапана, участвующий в ремонте квартиры, конструирующий, рисующий, поющий, играющий взрослеет и быстрее, и надежнее.
Доктор Бенжамен Спок считает: «Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты».