Внимательно вчитайтесь в несколько строк мальчишеского письма: «Все говорят: надо быть мужественным, волевым, сильным. Согласен, конечно, надо. И хорошо было тем, кто воевал на фронте: они сразу могли проверить себя, совершив подвиг или если не подвиг, то хотя бы смелый поступок. А как быть нам? Как в обыкновенной жиз­ни, в этой скукотище узнать, на что ты годишься? Ведь не каждому так повезет, что он сумеет спасти тону­щего товарища или вытащить из горящего дома ребенка?»

За великолепной наивностью этих слов, написанных саратовским шестиклассником Славой, не только ребячье беспокойство, но и серьез­ный упрек взрослым. Не слишком ли часто мы изображаем человеческое мужество непременной чертой лишь военного времени, выражав­шейся полнее всего в самопожертво­вании? Надо больше и, главное, убе­дительнее рассказывать ребятам о проявлении сильной воли, упорства, настойчивости — об этих непременных компонентах мужества — в условиях обыденных, не подсвечен­ных пожарами боевых действий, не сопровождаемых громом артилле­рийских батарей, томительным воем штурмующих самолетов. И не только рассказывать, но и обяза­тельно ставить сыновей в условия, требующие проявления с их сто­роны И воли, и смелости, и настой­чивости. И еще важная частность: до сознания сыновей надо непре­менно доводить, что самые прослав­ленные наши герои — вполне зем­ныe, не лишенные недостатков, сла­бостей люди, такие же, как ты. А иначе невозможно поселить в дет­ских душах уверенность: подняться на вершины отваги и мужества спо­собен каждый — и он, и его сосед Ваня …

Говорят, раньше было меньше проблем с воспитанием ребятишек. Возможно. Мальчишечки семи-вось­ми лет работали бок о бок со взро­слыми (особенно в деревне). Не надо воспринимать эти слова как призыв к возврату в прошлое. Нет, конечно. Но всюду, где есть хоть малейшая возможность, будет очень даже хорошо, если отец поставит своего сына рядом и скажет: «Де­лай, как я». Мальчишка, пилящий с отцом дрова одной пилой, помога­ющий папе в гараже притирать клапана, участвующий в ремонте квар­тиры, конструирующий, рисующий, поющий, играющий взрослеет и быстрее, и надежнее.

Доктор Бенжамен Спок считает: «Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начи­нает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать при­мер с тех мужчин и старших мальчи­ков, к которым он чувствует дру­жеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.

Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребен­ка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удоволь­ствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты».