Конечно, помогает. Музыка может создать благоприятный эмо­циональный фон, вызывая у чело­века определенные специфические ассоциации, как тонизирующие, так и успокаивающие. С другой сторо­ны, она воздействует через ритм на сердечно-сосудистую систему, дыха­ние, двигательную сферу.

Правильно подобранная музыка может звучать до школьных заня­тий — так легче войти в работу. Ее хорошо включать через 2-3 часа напряженного учебного труда хотя бы на 10-15 мин. (это можно делать и в школе, и дома). Такая музыкаль­ная пауза помогает предупредить или отдалить утомление. После окончания учебного дня, во время активного отдыха учащихся музыка поможет ускорить восстановитель­ные процессы в организме, улуч­шить настроение.

С помощью инструментальной и оркестровой музыки, записанной на носитель, можно успешно бороться с излишним нервно-эмо­циональным напряжением на экза­менах, контрольных опросах, пись­менных работах. Исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом, правда среди студентов, показали: если перед экзаменами для успокоения проигрывать музы­кальные произведения, отличающи­еся ровным темпом, мягкие и мело­дичные танцевальные и народные мотивы, а после экзаменов бодрые и ритмичные эстрадные мелодии, волнение студентов умень­шается. Они себя лучше и увереннее чувствуют, меньше устают и быст­рее приходят в норму после экзаме­национных волнений.

Специалисты по организации труда обычно рекомендуют для пре­дупреждения или снятия утомления такие музыкальные произведения: Л. Бетховен — «К Элизе», 1 часть «Лунной сонаты», II часть сонаты № 8 (<<Патетической»); М. Паллави­чини — «Если б тебя не было»; С. Краевский — «Ветер стих, море спит»; Я. Френкель — «Вальс рас­ставания»; В. Шаинский — «Багуль­ник».

Для того чтобы обеспечить тони­зирующее воздействие музыки на организм и облегчить вхождение в работу, можно использовать такие произведения. Р. Паулс — «Песня о барабане», «Синий лен»; Д. Тухма­нов — «Мы с тобой танцуем»;
Й. Боувенс — «Белая голубка»; Ж. Бурже — «Пьеса для оркестра».

Однако при выборе музыкаль­ных программ необходимо учиты­вать определенные вкусы и запро­сы, музыкальные пристрастия моло­дых людей и, конечно, музыкаль­ную моду; только тогда можно добиться положительных результа­тов. Родители с ранних лет должны прививать детям навыки культуры. Ведь именно отсутствие культуры, внимания к другим людям кроется за такими фактами: подросток вклю­чил на полную громкость музыку да еще и поставил его на откры­тое окно. А ведь рядом может быть больной, старый человек, которого громкие звуки раздражают, ухуд­шают его самочувствие.