Развитие речи непрерывный процесс и начинается он с самого рождения, когда родители разговаривают с крохой, обращаются к нему. Он впитывает слова родной речи, со временем начинает понимать их значение, а года в полтора начинает делать попытки сам осознанно произносить отдельные слова. Важно, чтобы родители помогали ему в этом, общаясь с ним и активно взаимодействуя.

Просите малыша произнести определенное слово, например «мама». Произносите чётко: «Скажи «мама»» и ждите ответа. Далеко не всегда детки понимают, что вы от них хотите, поэтому скажите то же самое любому взрослому, который находится рядом. Вашу просьбу, естественно, исполнят. А потом снова обратитесь к малышу. После нескольких попыток вы добьётесь понимания от своего крохи. Периодически просите произнести те слова, которые он умеет произносить. Потом усложняйте задание, вводите в игру незнакомое ему слово, состоящее из звуков, которые уже есть в лексиконе вашего малыша. С помощью этой игры расширяется активный словарный запас.

Когда в словаре малыша появляется новое слово, следите за тем, чтобы он правильно его произносил с самого начала. Не поощряйте произношение искажённых, звуков, облегчающих проговаривание слова. Исправляйте малыша, сначала сами чётко проговорите нужное слово, потом несколько раз произносите его с малышом по складам (не слогам), а затем слитно. Только не ждите правильного произношения после первого же исправления. Если ваш малыш знаком с буквами, то можете написать нужное слово, или выложить магнитными буквами. Не ругайте ребёнка за неправильное произношение слов, или неправильную расстановку слов в предложении. Просто произносите правильно и просите его повторить.

Как можно чаще обращайтесь к малышу, просите его сделать что-либо. Объясните ему значение таких слов, как «дай», «отнеси», «закрой», «иди» и т. п. Ещё задавайте малышу различные вопросы. Это не должен быть экзамен по известным ему фактам, а вопросы на размышление. Например, где стали жить звери, после того, как теремок развалился, или куда едет машина, которую вы только что увидели. Таким образом, вы расширяете его пассивный словарный запас. Даже если он не всегда сможет ответить на ваш вопрос, это активизирует его мыслительные процессы. Можете даже сами начать фантазировать, чтобы показать ему пример, потом давать высказаться малышу.

Очень полезно для развития речи – разговоры по телефону. «Звоните» своему малышу, или пусть это делают другие родственники. Крохе можно задавать простые вопросы, на которые обязательно надо отвечать вслух, ведь жестами по телефону не объяснишься.

Старайтесь расширять количество обобщающих терминов в словаре малыша: посуда, продукты, мебель, фигуры, овощи, фрукты… Если есть картинки и соответствующими изображениями, то сортируйте их. Сначала сами, проговаривая названия.

Вводите в разговоре, слова, которые помогут ребенку ориентироваться в пространстве: вверх/вниз, вперёд/назад, вправо/влево, внутри/снаружи, далеко/близко. Не сразу, но ребенок начнёт разбираться в таких понятиях.

Старайтесь читать малышу как можно больше. Сначала короткие стихи, потешки, попевки. Можно сначала рассматривать картинки и рассказывать о том, что на них нарисовано. Не забывайте описывать эмоции, которые изображены у персонажей на картинках, и какие действия они совершают. Никогда не настаивайте на прочтении того, или иного стихотворения (сказки или рассказа), если малыш не хочет его слушать, чтобы не отбить у него охоту к чтению в будущем.

Такими несложными приёмами вы вполне успешно будете развивать речь, а, значит, и мышление своего малыша и, скорее всего, избегните посещения логопеда.