В семье, где не один сыночек или доченька, над детьми меньше, что называется, трясутся. А это только на пользу детям. Там, где не один «наследничек» подрастает, куда меньше причин, порождающих эгоизм. Судите сами: один получает конфету, как он это воспринимает? Мне! И завтра — мне, и послезав­тра — мне, и каждый день — мне, мне, мне! Конфеты получают двое — нам дают, нам! ..

Почти все родители, имеющие не одного ребенка, на вопрос, кого они любят больше, не только ответят: конечно, одинаково, но и станут с жаром доказывать, что любить одного больше, а другого меньше стыдно, безнравственно и так далее. Но не будем притворяться, не будем обманывать себя. Первенца мать родила в тяжких мучениях, второго ребенка — легче … ждали мальчика, родилась девочка, вообще не соби­рались обзаводиться еще одним наследником, но … «так вышло». Можно привести и иные причины, подчеркнем, безусловно, уважи­тельные, вполне закономерные, по которым одного ребенка любят больше, чем другого. Но … для здо­ровья семьи, пользы детей и родите­лей нельзя сталкивать ребят друг с другом, нельзя ставить их в разные условия, подчеркивать неодинако­вость своего отношения. Умиляй­тесь спящим любимцем, а вот бодр­ствующие, они никак не должны ощущать родительского предпочте­ния.

Самая, наверное, главная забота семьи, воспитывающей не одного ребенка, — сдружить детей.

Если старшая — девочка, пробу­дить в ней любовь, привязанность к младшему брату или сестре обычно проще, а вырастить старшего брата внимательным и заботливым чаще всего труднее. Тут нужно играть на доверии: «Только ты можешь нау­чить!», «Кто, кроме тебя, ей помо­жет?» И конечно, терпение, посто­янство требований, как можно меньше вот такого нажима: «Или идешь гулять с Соней, или сиди вообще дома!»

Дети не родятся лживыми, жестокими, коварными, злопамят­ными, наделенными еще какими-то заведомыми пороками. Наверное, что-то передается по наследству, но преимущественно все недостатки приобретаются, вырастают, глохнут или распускаются пышным цветом в прямой зависимости от условий, в которых формируется человек.

Сдружив детей с малолетства, воспитывая их в атмосфере любви и доброжелательства, предоставляя им достаточно свободы, расчетливо ставя в такое положение, когда старшие вынуждены заботиться о младших, вы в наибольшей степени гарантируете счастливую жизнь своим детям. И убережете их от оди­ночества среди родных.