С самого первого дня рождения человек попадает в социальную среду многообразную систему общественно-экономических и бытовых отношений. Все их воздействие человек будет испытывать в течение всей своей жизни. Во взаимоотношениях с каждой личностью социальная среда — ведущее начало. Развитие индивида, как отмечали классики марксизма, обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Вот почему особенно важное значение в период формирования личности необходимо уделять общению детей и взрослых.
Собственно детском возрасте (до 10- 11 лет) в будущей жизни подростка взрослый занимает особое место. По некоторым замечаниям взрослый определяет для детей этого возраста «психологический центр любой ситуации». Правильное освоение мира, все последующие отношения с внешней средой будет осуществлятся через взрослого. Поэтому ребенка устраивает всякое общество со взрослым: он оценит всякое его внимание, охотно поделится с ним своими впечатлениями, активно примет участие в любых совместных делах.
Семья — самая первая ступенька на долгом жизненном пути ребенка. Именно семья будет закладывает самые первые задатки на восприятие окружающей действительности, мира, задает модель поведения, как образец человеческих отношений. В период семейного воспитания ребенок приобщится к общественным, нравственным и эстетическим ценностям, к миру взрослых. На формирование ребенка, влияют не только сознательные воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни.
Сколько времени родители должны уделять в жизни ребенка? Психологические и педагогические исследования бюджета времени показывают: родители в среднем уделяют на занятия детям 8-10 часов в неделю. Имеется в виду время, расходуемое на уход за детьми, игры, прогулки, совместное проведение досуга, подготовку уроков. Выяснилось. что родители уделяют
занятиям с младшими детьми (дошкольного и младшего школьного возраста) примерно в 1,5 раза больше времени, чем непосредственному общению с подростками (12 часов в неделю и менее 8 часов во втором случае). Как видим, постепенно происходит явное ослабление контактов. Многие родители сегодня, увы, склонны переложить воспитание собственных детей на школу, детский сад, государство, нанося тем самым непоправимый ущерб как ребенку, так и себе, да и обществу в целом. Не воспитаешь в полноценную личность без с добрых семейных традиций, уюта, семейного тепла и защищенности.