Роди­тели — самые близкие своим детям люди предыдущего, старшего поколеняя, они как бы олицетворяют собой мир взрослых. Знакомство с этим миром, контакт с ним начинается для детей именно с родите­лей. Казалось бы, и дети, и роди­тели взаимно заинтересованы в том, чтобы как можно больше знать друг о друге. Однако далеко не каждая семья может похвалиться таким вза­имным знакомством. Один из опросов показал, например, что 7% детей-школьников не знают, где работает их мать, а 13% — где рабо­тает отец; соответственно 16 и 18% опрошенных детей ничего не смогли сказать о профессии матери и отца, 26% — 29% — об их должности. Что касается родителей, то большинство из них убеждены, что знают о своих детях все, во всяком случае самое важное. Но сами дети не разделяют такой уверенности: только один из каждых трех опрошенных школьни­ков рассказывает обо всем матери и лишь один из десяти — отцу, а рас­сказывает «не все» — примерно половина. Один из каждых четырех детей не рассказывает своему отцу «ничего». Вот такая невеселая кар­тина.

Иногда говорят, что у некоторых родителей такие профессии и долж­ности, о которых они стесняются рассказывать своим детям, особенно если тем приходится сравнивать своих отцов и матерей с родителями других детей, занятыми более «пре­стижной» работой. Наверное, так оно и есть, и это лишний раз подтверждает, какими многочислен­ными нитями семья связана с обще­ством: шкала престижа профессий и социальных «позиций» обладает относительной устойчивостью, и на ряде сторон внутрисемейных отно­шений она сказывается. Но всегда ли правы те родители, которые предпочитают держать детей в неве­дении относительно своей работы, связанных с нею успехов и неудач, неизбежных переживаний (которые ведь тоже сказываются и на их настроении, и на отношении к детям, и вообще на всей атмосфере жизни семьи)? Думается, не правы. Нет труда, за который надо крас­неть. Аморально тунеядство. Все будет зависеть от того, как отец и мать преподнесут свою работу, как будут вести себя. В конце концов всегда можно объяснить, почему выбрана эта профессия, а не другая.

Пусть дети побольше знают о своих родителях, о том, как и где прошла их молодость, учеба, где и кем они работают и как идут их слу­жебные дела, что в них хорошо, а что — плохо. Со временем детям следует узнать и о заработке родите­лей, и о том, от чего он зависит, из чего складывается, каковы мате­риальные возможности семьи. От­нюдь не без интересна для них и общественная жизнь трудовых коллективов, где работают их отцы и матери. К «взрослому» миру серьез­ных дел надо приобщать ребят как можно раньше, конечно, с учетом их возраста, в меру их понимания таких вопросов.