Первые признаки детской сексуальности появляются в раннем возрасте. Семимесячный ребенок с любопытством трогает свои половые органы. Он убе­ждается в их существовании так же, как совсем недавно обнаружил руки, ноги, пальцы. После года ребенок с неподдельным интересом начинает исследовать свое тело. К сожале­нию, родители нередко видят в этом предвестников дурных наклонно­стей. Огорчаться и тревожиться не надо. Здесь всего лишь естественное любопытство ребенка.

Дети в возрасте от 2 до 6 лет про­являют свою сексуальность в том, что горячо и романтично любят близких людей. Как сейчас установ­лено, они испытывают при этом чувство, отдаленно напоминающее половое влечение. Малыши стара­ются прижаться всем телом к взро­слым, которых любят. Они с удо­вольствием разглядывают и тро­гают тела друг друга. Это одна из причин того, что дети любят «ле­чить» своих друзей и взрослых, с удовольствием разыгрывая роль доктора, Здесь важно подчеркнуть, что детская сексуальность так же естественна, как любой другой признак­ роста и развития. И если у малыша много других интересов, кроме полового, если он счастлив, спокоен и общителен со своими сверстниками, значит, вам не о чем беспокоиться.

В дошкольном возрасте дети впервые задают родителям «трудные» вопросы, связанные с таин­ствами пола. Родители должны правдиво на них отвечать. Большин­ству ребят в этом возрасте не нужны излишние подробности и детали. Объясните ребенку, что девочки рождаются не такими, как мальчи­ки, и они похожи на маму, а маль­чики — на папу. Или такой, напри­мер, ответ: дети зарождаются в животе у мамы, и когда они подрас­тают, то появляются на свет через специальное отверстие, которое образуется к тому времени внизу живота.

В школьном возрасте разговоры на «трудную» тему должны вестись уже с достаточной откровенностью и максимальной достоверностью. При этом полезны аналоги с расти­тельным и животным миром. Отве­чая подросткам на их вопросы, сле­дует пользоваться выражениями и терминами, применяемыми в на­учно-популярной литературе: семя, семенники, влагалище, матка, муж­ской половой орган и т. п. Од­нако родителям не надо впадать в другую крайность — половое воспи­тание не должно нести в себе эле­ментов сексуальной стимуляции. Это очень важно, поскольку для подросткового возраста характерна гиперсексуальность, а задача роди­телей как раз состоит в том, чтобы удержать сексуальное влечение в состоянии минимальной напряжен­ности. Такое состояние следует заботливо сохранять до того возрас­тного этапа, когда у молодых людей появятся осознаваемые способности управлять своими влечениями и поведением. При этом, воспользо­вавшись случаем, следует познако­мить школьников с основами интим­ного туалета, рассказать юношам о поллюциях, девушкам — о мен­струациях, объяснить их смысл и значение. Всю необходимую инфор­мацию молодые люди должны полу­чить от родителей или педагогов, а не от бывалых и «знающих» людей, которые всегда щедро делятся со знакомыми и малознакомыми под­ростками безграмотными и иска­женными сведениями о проблемах пола.

На всех этапах знакомства ваших детей со сведениями об интимной жизни мужчины и женщины важно помочь подросткам понять и почув­ствовать, насколько обедняет вну­тренний мир человека, красоту и силу любви опошленное представле­ние об отношениях полов.

Прививайте своим детям любовь к изобразительному искусству, которое откроет им истинную кра­соту человеческого тела. При любой возможности старайтесь показать им самоотверженность дружеских отношений, чистоту, искренность и
бескорыстие настоящей любви. При этом необходимо подчеркивать, что интимные отношения могут строиться лишь как составная часть семейных, в их основе должна быть только взаимная любовь.

Конечно, все эти советы и реко­мендации — лишь канва для трудной и кропотливой работы по воспита­нию крепкого, цельного и одухотво­ренного молодого человека.