Один из главных показателей любви к детям — взаимопонимание. Пости­гая существо ребенка, родитель в состоянии ответить ему чувством на чувство, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и при­обрести уверенность в себе. Пони­мание со стороны родителей явля­ется условием откровенности детей и доверия старшим своих помы­слов, переживаний и сокровенных тайн. Поняв ребенка, можно убе­речь его душу от негативных сто­ронних влияний, провести воспиту­емого в лабиринте сложных челове­ческих отношений нашего века, где так переплелись добро и зло, радостное и огорчительное, спра­ведливость и беззаконие.

Можно ли побудить ребенка к взаимности, оставаясь с ним на почтительном в духовном отноше­нии расстоянии?

Конечно, нельзя. Прописная истина, о которой порой забывают. Есть родители, которые полагают, что взаимопонимание с ребенком приходит в результате заботы о его здоровье, питании и одежде. Увы, фундамент взаимопонимания возводится кропотливым трудом на про­тяжении долгих лет.

Кирпичик первый — достижение психологического резонанса между родителем и внутренним миром ребенка в раннем детстве. Психоло­гический резонанс наступает в том случае, если родители настроились на интуитивное ощущение и понима­ние потребностей и состояний малютки. Позже эту грань чадолю­бия приобрести невозможно. Психо­логический резонанс достижим тогда, когда мать, отец, взаимодей­ствуя с ребенком, как бы «перехо­дят» на систему рефлексов и реак­ций, управляющих его поведением.


Наблюдательный родитель бы­стро улавливает и своевременно удовлетворяет физиологические потребности и реакции малыша на изменение температуры в комнате, различные звуки и голоса, световые эффекты, прикосновения к его тельцу. Если родители ограждают малютку от всего неприятного и обеспечивают комфорт, к ребенку приходит главное чувство раннего детства — чувство безопасности. Впредь родители отождествляются с его содержанием. К сожалению, в наше время резко снизились воз­можности достижения психологи­ческого резонанса между матерями и детьми. Дело в том, что молодые мамаши передают значительную часть функций по уходу за ребенком бабушкам, няням и врачам. «Сторо­жевые пункты — в сознании матерей действуют ослабленно. Опасный признак «материнства» — антибио­тик вместо тонкого чутья и ответ­ственности за здоровье дитя.

Второй кирпичик взаимопонима­ния родителей и детей — отказ от того, чтобы «ломать» ребенка под свой стиль жизнедеятельности, свои идеалы. И маленький и большой ребенок — автономная психофизио­логическая система. Каждый чело­век имеет свою нервную организа­цию, темперамент, задатки, харак­тер, в соответствии с которыми он приспосабливается к самому себе и окружающему миру. Воспитание ­ это процесс разумного, осторож­ного приспособления индивидуаль­ных особенностей человека к требо­ваниям семьи и общества.

Увы, взрослые часто стараются «сломать», «переделать», «подог­нать» ребенка под себя, под свои идеалы, добиваясь этого созна­тельно или неосознанно. Когда он маленький, папы и мамы навязы­вают ему режим своей деятельно­сти, поднимая чуть свет, собираясь на работу. Почти с рождения детей подвергают мощным дозам телеви­зионного воздействия. Их ограничи­вают в свободе действий, оставляя на «продленках» В школе. Взрослые раздражены медлительностью или поспешностью детей, не считаясь с их темпераментом, в основе которого — врожденные свойства нервной системы. Иные мамы и папы хотят «подогнать» детей под свой идеал, добиваясь от них любви к урокам музыки, фигурному ката­нию или балету. Типичное стремле­ние родителей сделать ребенка лучше. Казалось бы, это естествен­ное стремление, Но, как ни странно, дети не нуждаются в том, чтобы быть лучше, им следует быть таки­ми, какими их создала природа. Роль родителей — выявить эту природу и помочь советом и делом проявлять ее в формах, приемлемых для окру­жающих и общества.

Третий кирпичик в фундаменте взаимопонимания — признание лич­ности ребенка. Для некоторых роди­телей эта проблема тем труднее, чем старше сын или дочь. Дело в том, что они привыкли игнориро­вать самоощущения, чувства, притя­зания ребенка, не замечать его впе­чатлительности, ранимости, способ­ности делать выводы об окружа­ющих, включая поведение и харак­тер отца и матери. Они требовали неукоснительного повиновения, часто пуская в ход покрикивания и приказы, И вот в одно прекрасное время сын или дочь заявляет о своей личности, проявляя несогласие с мнениями или требованиями родите­лей. Конфликт неизбежен и спосо­бен обрести затяжной характер или привести к разрыву отношений.

Руководствуясь своими мерками, некоторые родители диктуют юно­шам и девушкам представления о моде, досуге, вкусах, добрачных и брачных партнерах. При этом заме­чается, что в семьях попроще сыновья и дочери получают призна­ние раньше и с меньшими услови­ями. Чем образованнее родители, тем более мощному нажиму и даже унижению подвергают они своих достаточно взрослых детей. Очень персонифицированные папы и мамы с большим трудом принимают само­стоятельность поступков и суждений своих детей, готовы давать им рецепты на все случаи жизни: где учиться, кого любить, когда ро­ жать, как решать личные пробле­мы, как назвать первенца.

Здесь проявляется синдром «ро­дительской псевдозаботы», свиде­тельствующий о том, что мать и отец любят не ребенка, а себя в нем. Они страдают от того, что взрослое дитя живет и мыслит по-своему, а не так, как они его «запрограммирова­ли». Сколько бессонных ночей выпало на долю бдительных пред­ков, ревниво оберегающих целому­дрие своих совершеннолетних доче­рей. Как они боятся греха молодо­сти! С каким пафосом иные роди­тели готовы рассуждать о половой распущенности и безнравственности современной молодежи, игнорируя право молодого человека распоря­жаться своим чувством. Как болез­ненно переживают некоторые роди­тели самостоятельные решения сыновей и дочерей, меняющих место учебы или работы, заключа­ющих ранние браки или реша­ющихся на разводы, склонных к экстравагантным мыслям и поведе­нию. Родители посылают в их адрес укоры вместо того чтобы разо­браться, высказать доверие и выка­зать искреннее понимание.

Люди старших поколений привыкли руководствоваться стерильной  моралью, боязливо взирая на проти­воречия и проблемы реальности. А молодежь живет естественнее, порой принимает спонтанные реше­ния, не мудрствуя лукаво, живет обнаженным чувством, размашисто. Можно ли винить молодежь за то, что она не похожа на старшее поко­ление, приученное ходить гусиным шагом, перекраивать по ношенные вещи, удовлетворяться малым, выжидать светлого будущего?

Четвертый кирпичик понимания ребенка — знание его особенностей. Многие родители по-настоящему не знают своих детей, хотя думают ина­че. Папы и мамы обычно наблю­дают своих детей в одной и той же обстановке — дома, в привычном окружении. А каковы они в обще­нии со сверстниками, друзьями? Как ведут себя в различных ситуациях ­ со взрослыми, в общественных местах, во дворе? Что переживают в связи с привычными и необычными явлениями повседневности? Что ребенок читает и что его волнует в прочитанном, что он отбирает для себя и чего не замечает?

Часто внимание родителей скользит по поверхности явлений, они видят внешнюю сторону поведе­ния детей, тогда как надо распознать мотивы, причины, побудительные силы поступков и умонастроений. Например, мать видит, что малень­кий ребенок капризничает, но она не в состоянии понять, почему он таков. Причины капризов много­образны, они могут быть след­ствием физического дискомфорта, признаком подступающей болезни, сигналом неблагополучия в отноше­ниях с родителями: обида на отца или мать, несоответствие их требо­ваний возможностям ребенка и т. д.

Многие родители не знают при­чин срывов, грубостей, непослушания своих детей, не понимают, почему они недоверчивы, замкну­ты, озлоблены, упрямы, жестоки, почему у них возникла та или иная привычка. Вместо того чтобы понять причину поведения ребенка и устранить ее, мать, отец ругают или наказывают его, что несправедливо и непедагогично. Сознание ребенка запечатляет неадекватность их поступков, обиду и состояние беспо­мощности. Таков один из источни­ков нелюбви и неуважения к родите­лям.

Пятый кирпичик взаимопонима­ния — нежное отношение к ребенку. Детям различного возраста хрони­чески недостает родительской лас­ки. Их редко нежат в младенчестве, еще реже ласкают, когда они ходят в детсадик, родители вовсе забы­вают о сентиментальности, когда дети становятся школьниками. И вот в одно прекрасное время отец и мать увидели эмоциональную чер­ствость и замкнутость своего воспи­танника. Больше всего их огорчило то, что результаты воспитания обер­нулись против них же.

Современные подростки, обде­ленные лаской и не нашедшие взаимопонимания с родителями, с каким-то утрированным вызовом объединяются в группировки, пополняют ряды неформалов. Мно­гие неформальные объединения появились вследствие дефицита взаимопонимания со взрослыми, что и отмечают в своих программах.

Что же следует сказать в заклю­чение разговора о психологии совре­менных семейных отношений? Оче­видно, что они находятся в процессе развития. Это касается взаимодей­ствия супругов и родителей с деть­ми. Появились новые характери­стики и формы общения, воспита­ния, эмоционального реагирования, возникли специфические черты людей, объединенных кровными узами. Есть свои плюсы и минусы, если руководствоваться критериями старины и этики. Негативные явле­ния легче преодолевать, если они осознанны. К сожалению, многое в семейных отношениях восприни­мается как само собой разумеюще­еся, привычное. Однако это не должно создавать иллюзию благо­получия или порождать выжида­тельные настроения типа «все образуется само собой». Психологичес­кая атмосфера быта нуждается в обновлении соответственно духу перемен, повеявшему в нашем обществе.

И еще один совет родителям: не ленитесь учиться быть родителями, относитесь к себе критично. Воз­можности учиться сейчас немалые.