Уклад жизни понятие комплексное, многогранное. Оно включает сферы материальной, эмоциональной, интеллектуальной, нравственной жизни семьи в их един­стве и взаимообусловленности. Это понятие не относится к числу обще­принятых и однозначно истолковы­вающихся специалистами. По своему смыслу оно ближе всего к понятию «образ жизни», но не иден­тично ему. Думается, что «уклад жизни» — понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложно организо­ванным сообществам людей. Вряд ли уместно было бы говорить об укладе жизни личности (это отдель­ный человек, нет тесно взаимосвя­занной группы людей), трудового или учебного коллектива. Здесь люди имеют контакты лишь по поводу одного отдельно взятого вида деятельности. Но вполне естественно рассматривать уклад жизни семьи, региональной или этнической (при условии компакт­ной однонациональной системы рас­селения) общности, даже уклад жизни общества в целом.

Семья — это социальная ячейка общества, маленькое «государство», имеющее свою материальную базу, «систему управления», т. е. органи­зации жизни, систему жизнеобеспе­чения создание необходимых ресурсов и целенаправленное их расходование, перераспределение, частично накопление.

Семья обеспечивает самовоспроизводство, осуществляет процесс непрерывной смены поколений и подготовку новых поколений к жизни. Но, будучи коллективом с крайне огра­ниченным числом членов, семья отличается высокой мобильностью: она меняет свой состав, размер, тру­довую и общественную активность. Все это видоизменяет, а подчас и полностью преобразует весь уклад ее жизни. Семья может полностью  распасться, если ее развитие зашло в тупик, если нет в ней младшего поколения. Каждый заключенный брак означает обновление семьи: две старые семьи продолжают свой род, соединившись и дав начало новой ветви жизни. И все эти изме­нения, преобразования сопровожда­ются соответствующими переме­нами в укладе их жизни.

Своеобразие уклада жизни семей определяется, с одной стороны, их собственными характеристиками ­ структурой, уровнем культуры, материальной обеспеченностью, типом потребностей и способами их удовлетворения. С другой стороны, каждая семья оказывается в опреде­ленных условиях внешней среды, которая достаточно жестко диктует ей правила поведения, хотя всегда оставляет за семьей право выбора из нескольких альтернативных вариан­тов решения.

Хорошо известно, что особый уклад жизни семьи исторически сло­жился в крестьянской, рабочей сре­де, у интеллигенции, в офицерской среде и т. д. У каждого народа своя материальная и духовная культура, специфический уклад семейной жизни. В современных условиях осу­ществляется процесс сближения укладов жизни семей, принадлежа­щих к разным социальным слоям, разным национальностям, разным территориальным общностям. Под­талкивают семьи к такой нивели­ровке главным образом внешние факторы и условия. Нередко это происходит вопреки внутреннему состоянию семьи, которая еще не готова к таким преобразованиям, которая еще не исчерпала свой прежний уклад и стиль жизни. Тогда возникают разрушительные послед­ствия не только для семьи как социального института, но и для социальных, экономических процес­сов, протекающих в обществе в целом. В период гласности и откры­тости обнаружил ось немалое число примеров подобного навязывания семье извне чуждого ей уклада жиз­ни, приспосабливаясь к которому она утрачивает собственные, веками складывавшиеся ценности и нормы жизни и не может полноценно функ­ционировать в новом качестве. Достаточно напомнить о трагичес­ких последствиях отлучения малых народов Севера от их традиционных форм труда и быта, о «раскрестья­нивании» на селе, когда земля поте­ряла подлинного хозяина, а страна оказалась перед угрозой продоволь­ственного кризиса. Устранение в ряде мест национальной культуры и языка некоторых народов из школь­ного процесса, из прессы, радиове­щания в условиях сохраняющегося национального самосознания при­вело к обострению межнациональ­ных отношений и к вспышкам на­ционализма.

Но наряду с такими привнесен­ными извне противоречиями в жизни семьи постоянно присутству­ют, то обостряясь, то затухая, раз­нообразные внутренние противоре­чия, присущие ей как социальному формированию.