Многое объясняется тем, что семья ограничилась в размерах, стала малочисленной. В ней ощу­щается недостаток гуманистичес­кого опыта, т. е. навыков сотрудни­чества, терпения, уважения другого человека. В прежние времена этот опыт приобретался прежде всего в многопоколенной и многодетной семье, где существовали различные по длине и содержанию щепочки родственных взаимоотношений. Контакты детей со взрослыми были непосредственными, интенсивными и разнонаправленными, поскольку дети параллельно общались с род­ными и двоюродными братьями и сестрами, старшими членами семьи разного пола и возраста.

Какое многообразие (по тем вре­менам) умов, характеров, темпера­ментов, привычек, умений предо­ставляло им повседневное общение с родственниками! Обилие человечес­ких образов — весьма существенное психологическое обстоятельство детства, особенно в период актив­ного подражательства. А наличие кровной связи между членами семьи предполагало обязательное приня­тие Я другого человека, что выраба­тывало привычку проявлять терпе­ние, прощать, быть великодушным.


В составе нынешней семьи обычно родители и дети, редко еще дедушка с бабушкой. Следователь­но, «цепочки» взаимодействия огра­ничены, контакты мало варьируют­ся, уменьшается опыт упреждения реакций партнеров по общению, эффектов взаимодействия, а глав­ное, уменьшается привычка обяза­тельного принятия Я другого чело­века. Общение с посторонними людьми дает гораздо меньший гума­нистический опыт, ибо оно предпо­лагает значительную психологичес­кую дистанцию партнеров, поверх­ностность контактов, исполнение предписанных функций.

В многопоколенной семье реаги­рование одного ее члена на другого избирательное: предпочтения зави­сят от ситуации, характеров, привы­чек, эмоциональной гибкости мно­гочисленных родственников. В таких условиях ребенок усваивает разные стили поведения и свойства личности, при этом взрослые оказы­вают на него воспитательное вли­яние непроизвольно. Одно качество он перенимает от отца, другое — от своего дяди, третье — от деда или прадеда и т. д. В современной од­нопоколенной семье ребенок, во многих семьях единственный, запе­чатлевает ограниченные шаблоны поведения отца и матери, поэтому его реагирование отличается жест­костью, стремлением угодить, подладиться под старших, иначе родители будут им недовольны. Хорошо, если образец для подража­ния исходит от умных, эмоцио­нально выдержанных, культурных родственников, но нередко ведь бывает и другое. Поговорка «Яб­локо от яблони недалеко падает» в наши дни обрела определенный смысл в семье.

Дефицит эталонов для подража­ния, обнаруживающийся в совре­менной семье, восполняется впечат­лениями от авторитетных сверстни­ков во дворе, в школе или от куми­ров кино и телевидения — искус­ственно созданными имиджами (об­разами). Подростки, юноши и девушки нередко копируют героев большого и малого экрана, но повзрослев, обнаруживают наив­ность своих привязанностей и ока­зываются в состоянии духовной дез­ориентации — некому подражать, не с кого пример взять.

В многопоколенной семье дети включались в естественный процесс развития личности — от младенче­ства до глубокой старости. Старшие дети опекали младших, что выраба­тывало элементарные педагогичес­кие навыки и привычку терпеливо относиться к естественным потреб­ностям малышей, их капризам, шум­ному поведению. Нынче человек, выросший единственным ребенком в семье, чурается детского плача, пеленок, горшков и прочих атри­бутов младенчества. Потому-то рождение собственного ребенка часто воспринимается ими как мало­приятное событие.

Контакт с многочисленными ребятишками обогащал и взрослых. Если женщина в крестьянской семье рожала 8 — 12 детей, то она практи­чески все время проводила с очеред­ным младенцем. Ее муж постоянно наблюдал и ухаживал за малышом. Допустим, каждые полтора-два года в семье появляется новорожденный. Если умножить этот интервал на число родившихся детей, то полу­чается, что в контакте с младенцем мать и отец проводили 12 — 24 года. Это только со своими, не считая родившихся у родни, живущей рядом. Нынешние папы и мамы, вырастившие одного ребенка, не успевают адаптироваться к младен­честву, ощутить всю гамму роди­тельских чувств, выработать при­вычку общения с малышом. Таков один из главных источников душев­ной черствости и поверхностного общения.

Присматриваясь к взаимоотно­шениям представителей средних поколений — своих родителей, дядь­ев, теток, дети постигали азбуку житейской мудрости, приобретали умение строить психологические контакты, чувствовать разные дис­танции в общении. Соприкасаясь со стариками, дети учились понимать немощь, сострадать, ценить мудрость. Значительная часть сегод­няшней молодежи в массе своей не понимает и не уважает старость. Думается, прежде всего потому, что резко ограничились контакты с пожилыми членами семьи в детст­ве. Откуда у внука или внучки возьмется послушание, почтитель­ность, благодарность к бабушке и
дедушке, если старики живут на дру­гом конце города и навещают близких по случаю дней рождений или больших праздников? А коль к своим бабушкам и дедушкам нет почтения, то чужих и подавно ува­жать не станут. Отсутствие опыта общения поколений не заменишь моральными поучениями.

- Бабушка?! — презрительно восклицает девушка, когда речь заходит об уважении к старости. ­ За что ее любить? Злая, вредная. только и норовит по больнее под­деть, во все нос сует.

Оценка нелицеприятная, но, если разобраться, может ли она быть другой, коль отношение к внучке было формальным и бездушным?

Воспитание внучат передоверено яслям и детсаду, школе, улице и стадиону, армии и произ­водству. Во все времена — от былинных до нынешних, прозаичес­ких, — старики нянчили самых маленьких, пели им песни, расска­зывали сказки, растили их и сами словно изначально переживали жизнь — такова диалектика, увы. разрушенная нынешней стилисти­кой родственных отношений.

Скажите честно; дорогие читате­ли, вы замечаете, сколь нетерпимы мы друг к другу в поведении?

Пожалуй, таково основное след­ствие ограниченности гуманистичес­кого опыта в семье и обезличенно­сти общения в городской среде. Нетерпимость к человеческой инди­видуальности проявляется, во-пер­вых, в недопонимании, а порой и в неприятии естества другого, его характера, особенностей динами психической деятельности (темпера­мента), привычек, стиля мышления. Как только один человек чем-то не устраивает другого, в ответ возни­кает стремление ограничить или свернуть с ним контакты, попытка подавить его личность.

Часто родители нетерпимы к индивидуальности ребенка, хотят сделать его удобным для себя, бес­проблемным. Нетерпимы к индиви­дуальности друг друга некоторые супруги, демонстрируя обострен­ные, утрированные реакции, что провоцирует конфликты и разводы.

Во-вторых, нетерпимость к инди­видуальности человека проявляется внеумении прощать ему ошибки, неловкость, непреднамеренно при­чиненные кому-либо неприятности; в-третьих, в том, что люди испыты­вают раздражение, когда кто-нибудь находится в состоянии физического или .психического дискомфорта. Больной, усталый, недомогающий член семьи неприятен, вызывает нецовольство иных родных. Разуме­ется, речь идет о тех случаях, когда близкие люди забывают о чувстве долга и взаимном уважении.