Многое объясняется тем, что семья ограничилась в размерах, стала малочисленной. В ней ощущается недостаток гуманистического опыта, т. е. навыков сотрудничества, терпения, уважения другого человека. В прежние времена этот опыт приобретался прежде всего в многопоколенной и многодетной семье, где существовали различные по длине и содержанию щепочки родственных взаимоотношений. Контакты детей со взрослыми были непосредственными, интенсивными и разнонаправленными, поскольку дети параллельно общались с родными и двоюродными братьями и сестрами, старшими членами семьи разного пола и возраста.
Какое многообразие (по тем временам) умов, характеров, темпераментов, привычек, умений предоставляло им повседневное общение с родственниками! Обилие человеческих образов — весьма существенное психологическое обстоятельство детства, особенно в период активного подражательства. А наличие кровной связи между членами семьи предполагало обязательное принятие Я другого человека, что вырабатывало привычку проявлять терпение, прощать, быть великодушным.
В составе нынешней семьи обычно родители и дети, редко еще дедушка с бабушкой. Следовательно, «цепочки» взаимодействия ограничены, контакты мало варьируются, уменьшается опыт упреждения реакций партнеров по общению, эффектов взаимодействия, а главное, уменьшается привычка обязательного принятия Я другого человека. Общение с посторонними людьми дает гораздо меньший гуманистический опыт, ибо оно предполагает значительную психологическую дистанцию партнеров, поверхностность контактов, исполнение предписанных функций.
В многопоколенной семье реагирование одного ее члена на другого избирательное: предпочтения зависят от ситуации, характеров, привычек, эмоциональной гибкости многочисленных родственников. В таких условиях ребенок усваивает разные стили поведения и свойства личности, при этом взрослые оказывают на него воспитательное влияние непроизвольно. Одно качество он перенимает от отца, другое — от своего дяди, третье — от деда или прадеда и т. д. В современной однопоколенной семье ребенок, во многих семьях единственный, запечатлевает ограниченные шаблоны поведения отца и матери, поэтому его реагирование отличается жесткостью, стремлением угодить, подладиться под старших, иначе родители будут им недовольны. Хорошо, если образец для подражания исходит от умных, эмоционально выдержанных, культурных родственников, но нередко ведь бывает и другое. Поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» в наши дни обрела определенный смысл в семье.
Дефицит эталонов для подражания, обнаруживающийся в современной семье, восполняется впечатлениями от авторитетных сверстников во дворе, в школе или от кумиров кино и телевидения — искусственно созданными имиджами (образами). Подростки, юноши и девушки нередко копируют героев большого и малого экрана, но повзрослев, обнаруживают наивность своих привязанностей и оказываются в состоянии духовной дезориентации — некому подражать, не с кого пример взять.
В многопоколенной семье дети включались в естественный процесс развития личности — от младенчества до глубокой старости. Старшие дети опекали младших, что вырабатывало элементарные педагогические навыки и привычку терпеливо относиться к естественным потребностям малышей, их капризам, шумному поведению. Нынче человек, выросший единственным ребенком в семье, чурается детского плача, пеленок, горшков и прочих атрибутов младенчества. Потому-то рождение собственного ребенка часто воспринимается ими как малоприятное событие.
Контакт с многочисленными ребятишками обогащал и взрослых. Если женщина в крестьянской семье рожала 8 — 12 детей, то она практически все время проводила с очередным младенцем. Ее муж постоянно наблюдал и ухаживал за малышом. Допустим, каждые полтора-два года в семье появляется новорожденный. Если умножить этот интервал на число родившихся детей, то получается, что в контакте с младенцем мать и отец проводили 12 — 24 года. Это только со своими, не считая родившихся у родни, живущей рядом. Нынешние папы и мамы, вырастившие одного ребенка, не успевают адаптироваться к младенчеству, ощутить всю гамму родительских чувств, выработать привычку общения с малышом. Таков один из главных источников душевной черствости и поверхностного общения.
Присматриваясь к взаимоотношениям представителей средних поколений — своих родителей, дядьев, теток, дети постигали азбуку житейской мудрости, приобретали умение строить психологические контакты, чувствовать разные дистанции в общении. Соприкасаясь со стариками, дети учились понимать немощь, сострадать, ценить мудрость. Значительная часть сегодняшней молодежи в массе своей не понимает и не уважает старость. Думается, прежде всего потому, что резко ограничились контакты с пожилыми членами семьи в детстве. Откуда у внука или внучки возьмется послушание, почтительность, благодарность к бабушке и
дедушке, если старики живут на другом конце города и навещают близких по случаю дней рождений или больших праздников? А коль к своим бабушкам и дедушкам нет почтения, то чужих и подавно уважать не станут. Отсутствие опыта общения поколений не заменишь моральными поучениями.
- Бабушка?! — презрительно восклицает девушка, когда речь заходит об уважении к старости. За что ее любить? Злая, вредная. только и норовит по больнее поддеть, во все нос сует.
Оценка нелицеприятная, но, если разобраться, может ли она быть другой, коль отношение к внучке было формальным и бездушным?
Воспитание внучат передоверено яслям и детсаду, школе, улице и стадиону, армии и производству. Во все времена — от былинных до нынешних, прозаических, — старики нянчили самых маленьких, пели им песни, рассказывали сказки, растили их и сами словно изначально переживали жизнь — такова диалектика, увы. разрушенная нынешней стилистикой родственных отношений.
Скажите честно; дорогие читатели, вы замечаете, сколь нетерпимы мы друг к другу в поведении?
Пожалуй, таково основное следствие ограниченности гуманистического опыта в семье и обезличенности общения в городской среде. Нетерпимость к человеческой индивидуальности проявляется, во-первых, в недопонимании, а порой и в неприятии естества другого, его характера, особенностей динами психической деятельности (темперамента), привычек, стиля мышления. Как только один человек чем-то не устраивает другого, в ответ возникает стремление ограничить или свернуть с ним контакты, попытка подавить его личность.
Часто родители нетерпимы к индивидуальности ребенка, хотят сделать его удобным для себя, беспроблемным. Нетерпимы к индивидуальности друг друга некоторые супруги, демонстрируя обостренные, утрированные реакции, что провоцирует конфликты и разводы.
Во-вторых, нетерпимость к индивидуальности человека проявляется внеумении прощать ему ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные кому-либо неприятности; в-третьих, в том, что люди испытывают раздражение, когда кто-нибудь находится в состоянии физического или .психического дискомфорта. Больной, усталый, недомогающий член семьи неприятен, вызывает нецовольство иных родных. Разумеется, речь идет о тех случаях, когда близкие люди забывают о чувстве долга и взаимном уважении.