Из сказанного, наверное, можно сделать вывод: безнадежное это занятие — перемывать кости ребятам, нанизывать в «бусы» их истинные и мнимые недостатки, лучше потратить все силы души на то, чтобы помочь им учиться жизни среди людей, имея в виду не только школу, дневники, отметки.

Тонкий психолог Анатоль Франс писал: «Учиться можно только весело. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении» .

Сколько слез пролито на Земле только из-за того, что взрослые люди не умеют создавать хорошего настроения в доме и мастерски его портят.

Алиса пришла из школы. Глядит хмуро. Портфель бросила в угол с раздражением. Не надо быть психологом, чтобы понять с первого взгляда — у девочки неприятности, что-то не слава богу …

Ничего, ничего делать не надо, решительно ничего. Только не спрашивайте, мама, с осуждением в голосе: «Опять трояк схватила?» Выдержите паузу. Дайте отойти человеку, успокоиться, скорее всего (если дома лад, конечно) девочка сама вам все расскажет, ей же нужно поделиться, излить душу. Ничего не делайте, не торопите события. Воспитание не терпит суеты.

Клим не отличник, больше того, ему на тройки учиться тяжеловато. Обидно, но что делать — не родился ваш сын Лобачевским или, скажем, Гегелем. Вы стараетесь мальчику помочь, терпимо относитесь к его срывам. Все идет так, как должно идти, вдруг — телефонный звонок. Новый классный руководитель выговаривает за сомнительные успехи Клима, которые «тянут класс назад, портят картину соревнования» И так далее и в таком духе. Обычно учитель, если он не Сухомлинский, заканчивает подобное обращение к родителям категорическим требованием «принять меры». Не поддавайтесь на удочку. Не спорьте, не объясняйте ничего; этому классному руководителю не дано понять вас. Все внимание сосредоточьте на сыне. И не выговаривайте мальчишке сходу, когда он вернется из школы, не передавайте содержания разговора с учителем; что звонил, понятно, скажите, а в подробности не углубляйтесь. И сходите с Климом в… кино, может быть, в кафе-мороженое, дайте почувствовать, именно — почувствовать! — я с тобой, мальчик, а не против тебя.

Разные люди по-разному исправляют­ плохое настроение: одни слушают свою любимую музыку, другие читают «Золотого теленка» или ­в какой уж раз — «Похождения бравого солдата Швейка», третьи совершают пятикилометровую пробежку по лесу, шестые ложатся на часок поспать, десятые впадают в уныние… Как ни тяжко, но и сей груз ­ родительский: научить ребят снимать­ напряжение, выходить из скверного настроения и не делать этого с помощью спиртного, а каким-то иным, более цивилизованным­ способом. Как? Можно ли нау­чить такому? Можно! Если не получается, сходите к психологу. Могут помочь книги. Читайте Макаренко, Ушинского, Сухомлинского, Льва Толстого …