Не опасайтесь лишний раз похва­лить ребенка.

Непременно замечайте каждый успех малыша и поощряйте — улыб­кой, добрым словом, ласковым при­косновением. Поощряйте! Пусть маленький и сто и двести раз услы­шит, что вы довольны его по­мощью, что вас радует его провор­ство, что вы гордитесь его ловко­стью. Он правильно убрал свой уго­лок — молодец! Он быстро и «без­аварийно» накрыл на стол — умни­ца! Он раньше всех справился со своей грядкой — спасибо! Слыша такое не раз, ребенок проникается уверенностью — хорошая работа не остается незамеченной .. С возрастом малыш должен получать задание посложнее, поинтереснее. Работа у него всегда должна быть трудной, но посильной. И тогда в человеке будет расти уверенность в своих силах, развиваться вкус, аппетит к труду, постепенно станет возникать желание делать больше и лучше, делать быстрее, быть всем нужным. И не говорите при неудачах (а они наверняка неизбежны):

- Ах ты безрукий, неумеха косолапый! Ну ничего тебе пору­чить нельзя …

Помните народную мудрость: «Если человеку сто раз повторить­ свинья, на сто первый раз он захрю­кает».

Уличное наблюдение. Крошеч­ная девочка бросила на асфальт кон­фетную обертку. Мама молча подняла, дала дочке и сказала:

- Бросать нельзя, мусорить нехорошо, надо в урну кинуть …

Ребенок был в том возрасте, когда проблемы экологии еще не волнуют воображения: девочка снова бросила бумажку под ноги, мама опять подняла и, не повышая голоса, объяснила, как следует дей­ствовать… «Сражение» продолжа­лось минут десять. Мама блиста­тельно сохраняла спокойствие, выдержку до конца, и ребенок исполнил волю взрослого. У кого возникнет сомнение, что десять минут были использованы не луч­шим образом, тот ничего не пони­мает в тактике воспитания.

Никогда не пугайте детей ни тем­ной комнатой, ни стариком с меш­ком, ни милиционером, ни отцом, который-де скоро придет с работы и все ему «объяснит» как надо …

Если ребенка сначала пугают, апотом и на самом деле пытаются исполнить угрозу, ну, скажем, запереть сына в темной кладовке или в ванной комнате, это далеко не лучшим образом действует на неокрепшую нервную систему маль­чика, и, чем может завершиться такая, с позволения сказать, воспи­тательная мера, особенно повторя­ющаяся, предположить трудно. Ничего хорошего во всяком случае ждать не приходится.

Если же ребенка только пугают: вот сейчас придет милиционер, вот дед в мешок посадит, а милиционер не является, мифический дед тоже в мешок его не упрятывает, малень­кий перестает вам верить. А уж это никуда не годится. Коли нет доверия к словам воспитателя, все повторе­ния самых святых истин не дости­гают цели.

Кирюша рос страшнейшим раз­гильдяем — все разбрасывал, ничего за собой не убирал, а в остальном был ребенок как ребенок — живой, отзывчивый, ласковый. Сперва родители просто сердились, понят­но, ругали сына, потом встревожи­лись: скоро в школу мальчику, а он ну-у совершенно к порядку не при­учен.

За дело взялся отец

Каждый вечер перед мытьем и отходом ко сну вместе с сыном папа прибирал игрушки, разбросанные вещи, не ведя при этом никаких «ду­шеспасительных» разговоров, а вся­кий раз придумывал новую игру: то они прибирались в… космическом корабле, спешившем из долгого полета домой, надо было закрепить все предметы на своих местах, убрать мусор и прочее и прочее … Кирюше нравилось быть команди­ром корабля и давать ценные указа­ния космонавту исследователю. Но и сам он делал дело. Потом в другой день папа предлагал проводить при­борку в отсеке подводной лодки. Виданное ли это дело, чтобы субма­рина шла на погружение в непри­глядном, растрепанном виде! И опять Кирюша старался, и снова дело делалось. Постепенно хитрый папа стал в разгар работы удалять­ся… то он выходил в открытый космос поправить антенну, то уда­лялся к торпедным аппаратам и всегда предупреждал:

- До приземления — десять (пять, три … ) минут, торопись, а то не успеем!

Делясь своим опытом в клубе отцов, Кирюшин папа сказал такие важные слова:

- Если бы вы только знали, товарищи папы, как мне надоела эта самодеятельность! День за днем, неотвратимо, словно на работу идешь, и надо что-то придумывать, следить за временем, но с другой стороны, согласитесь: воспиты­вать — всегда означает чем-то жерт­вовать.

Впрочем, именно в данном слу­чае жертва оказалась не напрасной: Кирюша пошел в школу, с первых же дней вписался в коллектив, к нему не было никаких претензий, он вполне успешно начал восхождение по тернистой тропе обязательного образования.