Не опасайтесь лишний раз похвалить ребенка.
Непременно замечайте каждый успех малыша и поощряйте — улыбкой, добрым словом, ласковым прикосновением. Поощряйте! Пусть маленький и сто и двести раз услышит, что вы довольны его помощью, что вас радует его проворство, что вы гордитесь его ловкостью. Он правильно убрал свой уголок — молодец! Он быстро и «безаварийно» накрыл на стол — умница! Он раньше всех справился со своей грядкой — спасибо! Слыша такое не раз, ребенок проникается уверенностью — хорошая работа не остается незамеченной .. С возрастом малыш должен получать задание посложнее, поинтереснее. Работа у него всегда должна быть трудной, но посильной. И тогда в человеке будет расти уверенность в своих силах, развиваться вкус, аппетит к труду, постепенно станет возникать желание делать больше и лучше, делать быстрее, быть всем нужным. И не говорите при неудачах (а они наверняка неизбежны):
- Ах ты безрукий, неумеха косолапый! Ну ничего тебе поручить нельзя …
Помните народную мудрость: «Если человеку сто раз повторить свинья, на сто первый раз он захрюкает».
Уличное наблюдение. Крошечная девочка бросила на асфальт конфетную обертку. Мама молча подняла, дала дочке и сказала:
- Бросать нельзя, мусорить нехорошо, надо в урну кинуть …
Ребенок был в том возрасте, когда проблемы экологии еще не волнуют воображения: девочка снова бросила бумажку под ноги, мама опять подняла и, не повышая голоса, объяснила, как следует действовать… «Сражение» продолжалось минут десять. Мама блистательно сохраняла спокойствие, выдержку до конца, и ребенок исполнил волю взрослого. У кого возникнет сомнение, что десять минут были использованы не лучшим образом, тот ничего не понимает в тактике воспитания.
Никогда не пугайте детей ни темной комнатой, ни стариком с мешком, ни милиционером, ни отцом, который-де скоро придет с работы и все ему «объяснит» как надо …
Если ребенка сначала пугают, апотом и на самом деле пытаются исполнить угрозу, ну, скажем, запереть сына в темной кладовке или в ванной комнате, это далеко не лучшим образом действует на неокрепшую нервную систему мальчика, и, чем может завершиться такая, с позволения сказать, воспитательная мера, особенно повторяющаяся, предположить трудно. Ничего хорошего во всяком случае ждать не приходится.
Если же ребенка только пугают: вот сейчас придет милиционер, вот дед в мешок посадит, а милиционер не является, мифический дед тоже в мешок его не упрятывает, маленький перестает вам верить. А уж это никуда не годится. Коли нет доверия к словам воспитателя, все повторения самых святых истин не достигают цели.
Кирюша рос страшнейшим разгильдяем — все разбрасывал, ничего за собой не убирал, а в остальном был ребенок как ребенок — живой, отзывчивый, ласковый. Сперва родители просто сердились, понятно, ругали сына, потом встревожились: скоро в школу мальчику, а он ну-у совершенно к порядку не приучен.
За дело взялся отец
Каждый вечер перед мытьем и отходом ко сну вместе с сыном папа прибирал игрушки, разбросанные вещи, не ведя при этом никаких «душеспасительных» разговоров, а всякий раз придумывал новую игру: то они прибирались в… космическом корабле, спешившем из долгого полета домой, надо было закрепить все предметы на своих местах, убрать мусор и прочее и прочее … Кирюше нравилось быть командиром корабля и давать ценные указания космонавту исследователю. Но и сам он делал дело. Потом в другой день папа предлагал проводить приборку в отсеке подводной лодки. Виданное ли это дело, чтобы субмарина шла на погружение в неприглядном, растрепанном виде! И опять Кирюша старался, и снова дело делалось. Постепенно хитрый папа стал в разгар работы удаляться… то он выходил в открытый космос поправить антенну, то удалялся к торпедным аппаратам и всегда предупреждал:
- До приземления — десять (пять, три … ) минут, торопись, а то не успеем!
Делясь своим опытом в клубе отцов, Кирюшин папа сказал такие важные слова:
- Если бы вы только знали, товарищи папы, как мне надоела эта самодеятельность! День за днем, неотвратимо, словно на работу идешь, и надо что-то придумывать, следить за временем, но с другой стороны, согласитесь: воспитывать — всегда означает чем-то жертвовать.
Впрочем, именно в данном случае жертва оказалась не напрасной: Кирюша пошел в школу, с первых же дней вписался в коллектив, к нему не было никаких претензий, он вполне успешно начал восхождение по тернистой тропе обязательного образования.