ПРОФЕССИЮ? Профессио­нальная ориентация, выбор профес­сии — одна из самых важных сторон социального становления, взросле­ния молодого человека. В этом ему помогает школа, много ценной информации он может почерпнуть из материалов интернета, телевидения. С большим (и не всегда заслуженным) доверием подростки, стоящие перед выбором будущего жизненного пути, отно­сятся к рассказам друзей и знако­мых, чаще всего сверстников или тех, кто старше их на год-два. Но особенно велика роль семьи. По данным социологических исследова­ний, выпускники школ выбирают профессию, руководствуясь сове­тами родителей (особенно матерей) в 5-6 раз чаще, чем советами учителей или рекомендациями сотрудни­ков кабинетов и центров профори­ентации. Поэтому очень важно родителям своевременно быть готовыми к разговору с детьми на эту тему.

В чем тут дело? Видимо, в том, что учителя, работники предпри­ятий и организаций исходят в своих советах прежде всего из хорошо известных им объективных характе­ристик профессий, видов труда ­ они могут с большим знанием дела  рассказать о содержании трудовой деятельности, ее условиях (производственных, санитарно-гигиеничес­ких и др.), наиболее вероятном зара­ботке, об общественном значении данного вида труда и перспективах профессионального роста работни­ка.

Столь же важно и то, что могут рассказать, например, учителя о профессиональных учебных заведе­ниях в своем городе, районе, о том, как сложилась судьба предыдущих выпусков, окончивших данную шко­лу. В школу часто, особенно в конце учебного года в выпускных классах, приходят представители профессио­нально-технических училищ; техни­кумов и вузов, колледжей , приглашая выпускников школ на учебу. Но очень редко (а то и никогда) во всех этих беседах они могут дать ответ конкретному школьнику на вопрос, какая из предлагаемых про­фессий подходит именно ему, со всеми его индивидуальными особен­ностями, достоинствами и недостат­ками его характера, способностями, интересами. Конечно, если бы школы располагали штатными спе­циалистами-психологами, можно было бы обратиться за консульта­цией к ним. Но таковых пока почти нет, и решение этой задачи прихо­дится брать на себя учителям, опи­рающимся на свои многолетние наб­людения за школьником, и, без­условно,родителям.

Главная ошибка, которая подсте­регает тех и других, — открытый или замаскированный субъективизм в оценке способностей и интересов подростка, перспектив его трудо­вого пути. Учителя зачастую склонны оценивать своих учеников в зависимости от того, как те отно­сятся к тому или иному учебному предмету, достаточно произвольно делят своих питомцев на будущих «естественников», «технарей» и «гу­манитариев». Не ориентируясь должным образом в мире профес­сий, многие школьные учителя руководствуются ложно понятым престижем школы, который якобы зависит лишь от того, сколько ее выпускников поступит в вуз. Роди­тели же по большей части стремятся «повторить себя» в своих детях или, наоборот, предотвратить их ошибку в выборе профессии, которую, как им кажется, когда-то сделали они сами. Так, по данным опросов, роди­тели строители, педагоги, работ­ники сельского хозяйства настой­чиво не рекомендуют своим детям следовать их путем.

В рекомендациях детям по выбору профессии надо, конечно, исходить прежде всего из реальных потребностей общества и возможно­стей семьи. Ибо нет хуже ситуации, чем та, когда молодой человек, потратив лучшие годы на учебу, не находит потом применения своим профессиональным знаниям, а пере­менить профессию оказывается уже гораздо труднее. Бывает и так, что молодой человек вначале плохо представляет себе реальное содер­жание труда, например, врача или шофера, инженера или строителя, а переменить профессию в более зре­лые годы оказывается не так про­сто. К сожалению, это факт, что 4 млн специалистов с высшим и сред­ним специальным образованием тру­дятся на должностях, не требующих такой подготовки. Но семья приз­вана дать такой совет, который трезво учитывал бы способности, склонности дочери или сына. Спо­собности же можно выявить только на практике, привлекая детей к раз­личным видам труда в семье и шко­ле, наблюдая, проявляют ли они сообразительность, интерес к выполняемой работе, или она им в тягость. Да и любая профессия тре­бует трудолюбия, ответственности, творческого отношения к делу. Соб­ственный пример родителей, их дру­зей и близких, родственников и зна­комых тоже немало способствует выбору подростком собственного варианта жизненного пути. Меньше всего на него действуют при этом прямолинейные запреты, грубые окрики (точнее, действуют в «обрат­ном» направлении: утверждая свою личность, подросток «на зло» выби­рает ту профессию, против которой его предостерегали родители). В семье приходится не раз и не два воз­вращаться к этому вопросу, «приме­ряя» на дочь или сына ту или иную специальность, чтобы труд им был не в тягость, а в радость.