ПРОФЕССИЮ? Профессиональная ориентация, выбор профессии — одна из самых важных сторон социального становления, взросления молодого человека. В этом ему помогает школа, много ценной информации он может почерпнуть из материалов интернета, телевидения. С большим (и не всегда заслуженным) доверием подростки, стоящие перед выбором будущего жизненного пути, относятся к рассказам друзей и знакомых, чаще всего сверстников или тех, кто старше их на год-два. Но особенно велика роль семьи. По данным социологических исследований, выпускники школ выбирают профессию, руководствуясь советами родителей (особенно матерей) в 5-6 раз чаще, чем советами учителей или рекомендациями сотрудников кабинетов и центров профориентации. Поэтому очень важно родителям своевременно быть готовыми к разговору с детьми на эту тему.
В чем тут дело? Видимо, в том, что учителя, работники предприятий и организаций исходят в своих советах прежде всего из хорошо известных им объективных характеристик профессий, видов труда они могут с большим знанием дела рассказать о содержании трудовой деятельности, ее условиях (производственных, санитарно-гигиенических и др.), наиболее вероятном заработке, об общественном значении данного вида труда и перспективах профессионального роста работника.
Столь же важно и то, что могут рассказать, например, учителя о профессиональных учебных заведениях в своем городе, районе, о том, как сложилась судьба предыдущих выпусков, окончивших данную школу. В школу часто, особенно в конце учебного года в выпускных классах, приходят представители профессионально-технических училищ; техникумов и вузов, колледжей , приглашая выпускников школ на учебу. Но очень редко (а то и никогда) во всех этих беседах они могут дать ответ конкретному школьнику на вопрос, какая из предлагаемых профессий подходит именно ему, со всеми его индивидуальными особенностями, достоинствами и недостатками его характера, способностями, интересами. Конечно, если бы школы располагали штатными специалистами-психологами, можно было бы обратиться за консультацией к ним. Но таковых пока почти нет, и решение этой задачи приходится брать на себя учителям, опирающимся на свои многолетние наблюдения за школьником, и, безусловно,родителям.
Главная ошибка, которая подстерегает тех и других, — открытый или замаскированный субъективизм в оценке способностей и интересов подростка, перспектив его трудового пути. Учителя зачастую склонны оценивать своих учеников в зависимости от того, как те относятся к тому или иному учебному предмету, достаточно произвольно делят своих питомцев на будущих «естественников», «технарей» и «гуманитариев». Не ориентируясь должным образом в мире профессий, многие школьные учителя руководствуются ложно понятым престижем школы, который якобы зависит лишь от того, сколько ее выпускников поступит в вуз. Родители же по большей части стремятся «повторить себя» в своих детях или, наоборот, предотвратить их ошибку в выборе профессии, которую, как им кажется, когда-то сделали они сами. Так, по данным опросов, родители строители, педагоги, работники сельского хозяйства настойчиво не рекомендуют своим детям следовать их путем.
В рекомендациях детям по выбору профессии надо, конечно, исходить прежде всего из реальных потребностей общества и возможностей семьи. Ибо нет хуже ситуации, чем та, когда молодой человек, потратив лучшие годы на учебу, не находит потом применения своим профессиональным знаниям, а переменить профессию оказывается уже гораздо труднее. Бывает и так, что молодой человек вначале плохо представляет себе реальное содержание труда, например, врача или шофера, инженера или строителя, а переменить профессию в более зрелые годы оказывается не так просто. К сожалению, это факт, что 4 млн специалистов с высшим и средним специальным образованием трудятся на должностях, не требующих такой подготовки. Но семья призвана дать такой совет, который трезво учитывал бы способности, склонности дочери или сына. Способности же можно выявить только на практике, привлекая детей к различным видам труда в семье и школе, наблюдая, проявляют ли они сообразительность, интерес к выполняемой работе, или она им в тягость. Да и любая профессия требует трудолюбия, ответственности, творческого отношения к делу. Собственный пример родителей, их друзей и близких, родственников и знакомых тоже немало способствует выбору подростком собственного варианта жизненного пути. Меньше всего на него действуют при этом прямолинейные запреты, грубые окрики (точнее, действуют в «обратном» направлении: утверждая свою личность, подросток «на зло» выбирает ту профессию, против которой его предостерегали родители). В семье приходится не раз и не два возвращаться к этому вопросу, «примеряя» на дочь или сына ту или иную специальность, чтобы труд им был не в тягость, а в радость.