Рынок труда сейчас как никогда нестабильный: за последние годы появилось множество digital-профессий, а некоторые привычные нам специальности готовы кануть в небытие. Вертикальный карьерный рост больше невозможен, ведь от профессионала требуется универсальность и освоение все новых смежных навыков. Как помочь ребенку выбрать профессию и подготовить его к тому, что одной уже недостаточно? Попробуем выяснить.

Образование совершенно не поспевает за динамикой рабочих мест. Пока учебные программы тестируются и шлифуются, в мире появляются профессии, которым нигде не учат. Нынешние школьники окажутся не готовыми к новым реалиям и необходимости постоянно совершенствоваться и переучиваться.

Через два десятилетия чуть ли не половина специальностей исчезнет. Так происходит по разным причинам, одна из которых – автоматизация. Машинный труд заменяет людей, а высвобожденные специалисты вынуждены адаптироваться и искать новое призвание. Что говорить, даже творческие профессии рискуют потерпеть фиаско перед роботизированным механизмами, пишущими музыку и стихи.

Приходится смириться с тем, что на протяжение жизни нашим детям придется обучиться 8-11 видам деятельности, в большей или меньшей степени близкими друг другу или, напротив, диаметрально разными по отрасли.

Помощь ребенку в выборе профессии
Помощь ребенку в выборе профессии

Что ожидает вашего ребенка?

Новое поколение столкнется совсем с другими задачами, нежели мы. Паттерн «школа-университет-работа-пенсия» уже не работает. Наше образование делает акцент на так называемые hard skills – фундаментальную теорию, многопрофильность при ограниченности знаний и поиск решения по образцу. Тогда как профессиональная область требует soft skills – умения коммуницировать, работать в команде, выбирать один из пути решений, гибко перестраиваться и менять специализацию.

Неутешительная статистика показывает, что треть студентов уже на момент обучения в институте понимает: их выбор был ошибкой.

Для того, чтобы помочь нашим детям принять концепцию вечного обучения на практике, нам самим нужно смириться с тем, что привычное резюме с перечнем учебных заведений уступает портфолио с выполненными проектами и опыту работы. Иерархия в организациях сменяется компактными командами, особенно это видно в IT.

И да, доход тоже изменится. Больше нет одного источника – зарплаты. Средства будут поступать от гонораров, премий, процентов от сделок, монетизации и других источников совокупно.

STEM – новое будущее

STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Math. Именно это направление во многих странах считается приоритетным и прибыльным. Не стоит думать, что гуманитариям в этой отрасли нет места. Категория STEM весьма широка и включает разные профессии, что способствует эффективной синергии «физиков» и «лириков» в решении одних задач.

Невероятно важно обучать детей как раз-таки обучаемости. Им придется постоянно получать новые знания, применять их на практике и отсеивать устаревшую информацию.

STEM
STEM

Как подготовить детей к переменам?

Неизвестно, как будут развиваться технологии, и что потребуется от специалиста-человека, а не специалиста-робота. Ясно одно: ключевым скиллом на пути к становлению в профессии является умение адаптироваться, обучаться новому, сохраняя психологическую стабильность на фоне стремительно меняющегося мира.

Цениться будет синтез разных областей знания, объединение наук, получение пограничных знаний об искусстве, технике, социуме, медицине, психологии, программировании без выделения важных и второстепенных. Именно междисциплинарность навыков и общая эрудиция дают результаты в карьерном плане.

Конкурентным преимуществом будет умение общаться с другими людьми, становиться частью проекта без претензий на то, чтобы быть лучшим. Важен результат, а не то, кто именно и насколько вложился. Имеет значение не то, с каким баллом ребенок окончил школу или сколько грамот у него есть, а то, как он умеет применять свои знания на практике и в чем находит свою ценность.

Для нас, мам и пап, очень важно понять и принять то, что своих детей нельзя учить по собственной модели. Будущее кажется неопределенным, и нельзя допустить, чтобы дети, будучи неготовыми к нему, оказались перед лицом прогресса беспомощными – с зашоренным взглядом на карьеру и обучение.