Нелишне напомнить зо­лотое правило врачей-педиатров ­ вся внеклассная деятельность школьников и их общественные наг­рузки должны быть соразмерны с возрастными возможностями, инди­видуальными интересами, успевае­мостью и состоянием здоровья. Вот сколько факторов необходимо учесть, прежде чем наметить план развлекательных мероприятий, за­писать сына или дочь в какой-ни­будь кружок.

Дети обязательно должны хо­дить и в кино, и в театры. Взять, к примеру, американцев, известных своим рационализмом даже в вопро­сах образования и организации досуга детей. Каких-нибудь 15-20 лет назад в США почти не было дет­ских театров, в последние же годы появились сотни новых театров для детей. Это произошло потому, что американские социологи заметили: дети, посетившие театр только 4 раза за год, успевают в учении лучше своих сверстников, лишен­ных этого удовольствия. Такая же закономерность отмечается и у нас в стране. Педагоги и врачи считают, что посещение театральных зрелищ должно планироваться для школьников не чаще четырех раз в месяц, но и не реже двух. Все зависит от воз­раста ребенка, его реакции на посе­щение театра. Во всяком случае для школьников младших классов походы в театр должны устраи­ваться 1-2 раза в месяц. В киноте­атр детям следует ходить примерно 1 раз в неделю. Поэтому одного фильма в неделю вполне достаточ­но. Для младших школьников коли­чество таких культпоходов может быть уменьшено до 1-2 раз в месяц. Значительно большую пользу при­несут прогулки на свежем воздухе, экскурсии на выставки и в музеи.

 

Многие родители стремятся записать своего ребенка в какой­ нибудь кружок или спортивную сек­цию. Это заслуживает всяческой поддержки. Однако во избежание перегрузки школьники должны уча­ствовать не более чем в двух круж­ках, а для значительной части ребят вполне достаточно только одного какого-нибудь кружка. Занятия в кружках, участие в спортивных сек­циях, пионерских сборах не должны занимать более 45 мин. в день в начальных классах и 1,5-2 часов­ в средних и старших. При этом не­обходимо предусмотреть через каждые 45 мин. короткий перерыв. Кружковые занятия следует прово­дить не чаще 2 раз в неделю.

Совершенно необходимо, чтобы школьники строго соблюдали установленный для каждого возраста режим дня. Так, после прихода из школы ребенка надо накормить, затем он должен обязательно погу­лять. Прогулка и активные игры на
свежем воздухе как нельзя лучше снимают усталость, которая неиз­бежна после учебного дня. На про­гулку нужно отвести не менее 1,5-2 часов. После такого отдыха учащи­еся должны приступить к выполнению уроков. И лишь после этого
можно заняться кружковой работой, спортивными тренировками и дру­гими видами активного отдыха. Такую последовательность надо ста­раться сохранить на протяжении всего учебного года. При планиро­вании режима дня школьника не стоит забывать о сне. К нему нужно всегда готовиться: проветрить ком­нату, успокоиться и настроиться на глубокий отдых. И естественно, ребенка надо вовремя уложить спать, тогда утром он проснется бодрым и свежим.

Помните, что вся внеклассная работа должна доставлять ребятам радость, расширять их кругозор, развивать ценные практические навыки и умения, но ни в коем слу­чае не утомлять, не создавать у них излишнего эмоционального и физи­ческого перенапряжения. Если все это школе и семье удается наладить, дети растут здоровыми, радостными и счастливыми.