Бюджет времени — не менее важное условие формирования уклада жизни семьи, чем, скажем, ее денежный доход. Но в нашем обыденном сознании роль бюджета времени как бы «прячется» за раз­ными формами межличностных отношений, поэтому и не осознается столь явно, как дефицит или доста­ток денежных средств, продоволь­ственных и промышленных то­варов.

Основные аспекты вопроса о бюджете времени семьи: общая его структура, перераспределение меж­ду членами семьи, степень удовле­творенности отдельных членов семьи и объективная целесообраз­ность результатов этого перераспре­деления, сдвиги в структуре и харак­тере бюджета времени, вызванные изменениями в составе семьи и в роде занятий ее членов.

С точки зрения организации жизни семьи важна та часть сово­купного бюджета времени, которая остается после вычета обязатель­ных затрат на труд, учебу, на выпол­нение общественных функций, на дорогу к месту учебы, работы, на удовлетворение физиологических потребностей — сон, приготовление и прием пищи. Оставшееся время семья по своему усмотрению распределяет на организацию быта, воспи­тание детей, самообразование, раз­личные формы досуга и отдыха. Члены семьи имеют возможность перераспределять соответствующие функции, а следовательно, и время между собой, между временем суток, днями недели. Разумеется, сказанное не следует понимать слишком буквально. И затраты вре­мени, относящиеся к первой группе, можно отчасти регулировать, и воз­можности регулирования затрат второй группы не безграничны.

Рациональной можно считать такую общую структуру бюджета времени семьи, когда в ней разумно сочетаются разные виды его зат­рат — на уборку квартиры, чтение, приготовление пищи и т. д.

В каждой семье складывается определенное распределение функ­ций между ее членами и соответ­ственно — бюджет времени. Чем более напряженным является сово­ купный бюджет, чем более неравно­мерно распределяется время отдыха и досуговых занятий между взрос­лыми членами семей, тем выше риск возникновения конфликтов на этой почве. Особенно напряженный бюд­жет времени складывается в семьях с маленькими детьми, в многодет­ных семьях, в тех семьях, где нет отца и матери приходится одной заботиться и о доходе семьи, и о ведении домашнего хозяйства, вос­питании детей.

Положение облегчается в том случае, если в семье есть неработа­ ющий взрослый — жена, бабушка и др. В этих условиях открываются возможности для рационального использования времени. Неработа­ющие члены семьи занимаются главным образом ведением домаш­него хозяйства и воспитанием детей, создавая благоприятные условия для работающих — для их труда, отды­ха, самообразования, культурного досуга. Такой, казалось бы, удоб­ный вариант распределения функ­ций часто встречает сопротивление со стороны неработающих взро­слых. Бабушку-пенсионерку не удовлетворяет однообразный, не­легкий и неблагодарный труд подому. Проблема обостряется по мере того, как среди пенсионеров растет доля лиц с высшим образова­нием. Равным образом по мере повышения профессионально-обра­зовательного уровня женщину-мать все реже может удовлетворить положение домашней хозяйки, кото­рой в условиях нашей неразвитой инфраструктуры приходится очень много времени посвящать домаш­ним заботам. С другой стороны, сло­жившаяся система оплаты труда такова, что в средней российской семье женщина должна работать, чтобы семья имела уровень благосо­стояния, характерный для соответствующих социальных слоев.

Однако в условиях практически полной занятости трудоспособного населения, а также дефицита объ­емов и качества товаров и услуг для населения семья не располагает необходимыми ресурсами времени для удовлетворительной организа­ции быта и отдыха, досуговых заня­тий. В результате либо домашнее хозяйство оказывается в запущен­ном состоянии, либо не остается времени на общение с детьми, само­образование, культурные формы досуга. Следствием такого положе­ния оказывается снижение отдачи в сфере труда, ухудшение здоровья взрослых и детей, осложнение меж­личностных отношений в семье. Сложившееся противоречие чаще всего разрешается за счет женщи­ны — это ее «двойной рабочий день», ее самоограничение в сфере труда, общественных функций, жертвование здоровьем ради луч­шего заработка и пр.

Парадокс реальной ситуации состоит в том, что дефицит времени, необходимого для нормальной орга­низации быта и досуга, соседствует и с такими явлениями, как расточи­ тельное и даже антисоциальное использование свободного времени многими и многими членами нашего общества. Особенно остра проблема нерационального использования свободного времени у представите­лей массовых малоквалифицирован­ных групп профессий, чаще — у мужчин. Наибольшую тревогу вызывает положение дел у молоде­жи. Именно здесь закладывается будущий социально-экономический и интеллектуально-нравственный потенциал нашего общества. От того, как используется бюджет вре­мени, зависит успех воспроизводства моральных, культурных, профес­сиональных ценностей, сохранение здоровья и обеспечение жизнеспо­собности нации.