Преодолевать жизненные невзгоды проще с оптимистичным взглядом на мир, нежели видеть во всем злой умысел и винить весь мир в неудачах. Как вырастить из ребенка оптимиста, но без розовых очков на глазах?

Оптимизм не означает радужную веру в победу добра над злом и мир во всем мире. Скорее, оптимистичный склад психики позволяет человеку принимать трудности, прикладывать усилия для их устранения, не теряя веры в лучший исход и понимая ценность любого опыта.

Умение не сдаваться не так просто приобрести, и лучше начать формировать его с юных лет. Оптимизм – это не обесценивание детских сложностей и родительские фразы по типу «Ничего страшного», «Тоже мне проблема», «Соберись, не хнычь, все будет хорошо». Оптимистичные мамы и папы проецируют на ребенка собственную любовь к жизни, вкус к победе, умение принимать проигрыш, стремление развиваться и справляться с препятствиями – как в непростом, но увлекательном квесте. Мы расскажем, как привить детям позитивный взгляд на вещи.

Дайте свободу детскому любопытству

Любознательность ребенка начинает проявляться особенно остро в возрасте двух лет. Бесконечные «почему» и «а как» могут поставить в тупик даже самого эрудированного родителя. И это прекрасно! Нельзя тормозить ребенка на пути к знакомству с жизнью и к его собственным открытиям. Ваша миссия – подержать в нем интерес и тягу к экспериментам. Хвалите за догадки и отвечайте на вопросы (если не знаете ответа, берите паузу и обязательно возвращайтесь к теме, хорошенько погуглив).

Для малышей родители – это люди, которые знают все. Не разочаровывайте их в этом милом заблуждении, хотя бы пока. Будьте рядом и внушайте детям уверенность в том, что в жизни объяснимо все. С необъяснимым и травмирующим они столкнутся позже.

Дайте свободу детскому любопытству
Дайте свободу детскому любопытству

Не драматизируйте

Даже нам, взрослым, нелегко переживать неудачи. Унизительно налажать на работе, стыдно ошибиться в отчете, неловко запороть выступление на публике – все это вносит ощутимый вклад в чувство собственной незначительности. А теперь умножьте это ощущение в несколько раз и получите то, что испытывает ребенок, ошибаясь: куда острее, куда болезненнее, куда более демотивирующе. У него нет положительного опыта исправления ошибок и благополучного их забывания. Поддержите его в случае неуспеха. Каждый раз, когда он оступится, это станет поводом продолжать либо поводом бросить затею. И лучше, если вы личным примером покажете ему, что стоит двигаться вперед.

Научитесь преодолевать трудности сами. Пусть малыш видит живую, чувствующую маму, которая расстраивается из-за сложностей, но не унывает, и папу, озадаченного вопросами и находящего в итоге ответы на них. Доверяйте детям самостоятельные задачи, не ругайте за неидеальное выполнение, наставляйте и советуйте. Никаких «Дай лучше я сама, быстрее будет»! Только терпение, помощь и уважение к темпу ребенка.

Не драматизируйте
Не драматизируйте

Расскажите о доверии

Учите быть открытым миру, новым знакомствам и общению. Доверие в данном случае не значит наивность и легковерие, оно больше про умение просить помощи у других и дружить. Учите безопасности, но не воспитывайте маленького угрюмого параноика, который и слова лишнего постороннему человеку не скажет.

Расскажите о доверии
Расскажите о доверии

Учите мыслить

Пессимист винит всех вокруг в собственной неудаче или идеализирует свою собственную беспомощность, видит проблему, а не решение, тогда как оптимист предпринимает действия, так или иначе ведущие к результату. Если ваше чадо потерпело неудачу в чем-либо, будь то создание открытки ко Дню матери или признание однокласснице в любви, вам нужно объяснить, почему так вышло, чего не хватило или, наоборот, было чересчур, как можно исправить или, если это невозможно, в следующий раз не допустить ошибок. Поражение в таком случае выступает как повод проанализировать ситуацию и себя в ней.

Учите мыслить
Учите мыслить

Приучайте к труду

Для того, чтобы получить что-то, нужно приложить усилие и затратить ресурс. Чем раньше ребенок поймет, что ресурс зависит от него самого, тем проще ему будет реагировать на испытания, ведь он будет спокойно осознавать: все в его руках. То, что заработано трудом, и ценится выше. Речь не о финансовом заработке, скорее о работе над собой и помощи другим.

Если у маленького человечка не получается вымыть тарелку так качественно, как привыкла мыть мама, и она хватается нервически перемывать за ним посуду, ребенок получает сигнал: я не нужен, мой труд бесполезен, мама сделает лучше, стараться незачем. И в такой ситуации не удивляйтесь спустя годы тому, что двадцатилетний детина, поев борща после университета, не удосужится ополоснуть за собой пиалу с ложкой. Поощряйте труд, приучайте трудиться не для кого-то, а для себя: убирать игрушки не для мамы, а потому, что так будет удобнее ему самому, складывать носки по парам не потому, что так «надо», а потому, что это реально удобно, искать подработок не потому, что папа не может купить ему гироскутер, а потому, что это приятно – зарабатывать на свои «хотелки» и гордиться купленным.

Приучайте к труду
Приучайте к труду

Умение замечать хорошее во всем, находить свет даже в непроглядной тьме, концентрироваться на решении, а не на проблеме – здоровый оптимизм пригодится вашим детям в нелегкой взрослой жизни. Вам ли не знать?