На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Потому, что в разных сферах жизни дееспособность человека наступает в разном возрасте. И еще потому, что даже в отношении одного и того же вида деятельности не только в разные исторические эпохи, но и у современников в разных странах, у разных народов действуют разные нормы. Поэтому выражением таких общественно признанных норм зрелости (дееспособности) молодых людей являются законодательные акты.
Законом устанавливается минимально допустимый возраст вступления в брак для мужчин и для женщин, возраст, в котором человек обретает право быть избранным в те или иные органы управления и участвовать в выборах в качестве избирателя, возраст, начиная с которого человек считается полностью трудоспособным.
Право человека, как юридического лица, возникает с 14 лет. В более раннем возрасте от имени несовершеннолетнего действуют его родители, а если их нет — в установленном законом порядке назначенный опекун. Родители или опекун решают, например, вопросы: смены места жительства, различные имущественные вопросы и т. д.
Все эти возрастные границы являются, конечно, условными. Социальная зрелость приходит к человеку постепенно, и в реальной жизни нет скачкообразного перехода к совершеннолетию. К тому же у каждого человека в силу особенностей личности и внешних условий этот процесс может быть и ускоренным, и заторможенным. Для организации общественной жизни и управления ею необходимы единые, строго однозначные, законом установленные возрастные границы дееспособности человека в той или иной сфере деятельности.
Менее очевидными, менее однозначными и более сложными по своей сущности являются другие, не возрастные критерии взрослости, которые действуют и в различных областях общественной жизни, и в сфере семейной, личной жизни людей. Рассмотрим подробнее последний аспект. Как ни индивидуальны отношения в каждой конкретной семье, существует много общих, типичных моментов в восприятии семьей такого явления, как взросление детей.
Этот процесс семья осмысливает более конкретно по отношению к своему ребенку, чем государство в своих нормативных актах. Не один какой-либо критерий (возраст), как правило, принимает во внимание семья, а всю совокупность проявлений социальной зрелости личности. Признание человека взрослым и самостоятельным происходит постепенно. Подготовка ребенка к взрослой жизни — основная цель воспитания в семье. Следовательно, и родители, и сами дети своей сознательной деятельностью стремятся наилучшим образом и в оптимальные сроки (как они это понимают) сделать молодого человека способным к самостоятельной жизни в обществе. Отсюда и вытекает подход семьи к оценке того, когда и в какой мере можно признать детей взрослыми. Не всегда это происходит бесконфликтно. Могут не совпадать критерии и сами оценки у детей и родителей, у отца и матери, у родителей и бабушек, дедушек. А от позиции членов семьи в этом вопросе зависит очень многое в формировании психологического микроклимата семьи, определении взаимных прав и обязанностей членов семьи, становлении жизненного пути молодежи.
Назовем главные критерии, на которые ориентируются семьи в определении степени социальной зрелости своих детей. Это прежде всего способность материально самим себя обеспечить. Далее умение принимать самостоятельно разумные решения по жизненно важным вопросам и нести ответственность за них. Необходимо так же, чтобы человек мог самостоятельно рационально организовать свою деятельность, свой быт, свои отношения с другими людьми, т. е. знал «как надо» и был способен управлять своими поступками.
Молодому человеку необходимо уметь противостоять дурным влияниям, избегать опрометчивых поступков, чреватых тяжелыми последствиями для здоровья, нравственности, деловой карьеры и т. д.
Общество, однозначно признав человека по установленным критериям дееспособным в той или иной области жизни, сполна требует от него выполнения своих обязанностей и ответственности за. них, не всегда вникая в то, насколько конкретная личность реально подготовлена к выполнению данной функции. Иное положение в семье. Для многих родителей сыновья и дочери всегда остаются детьми. Тем самым сохраняется готовность отца и матери поддержать взрослых детей в трудную минуту. А главное, как бы признается естественным право взрослых детей на минуты слабости, растерянности, даже на ошибки. Счастливы молодые люди, имеющие подобную опору, психологическую защиту в своих родителях. В свою очередь такие родители могут рассчитывать на поддержку своих взрослых детей в будущем. Можно надеяться, что и они ее получат, если изначально семье достало знания, умения, терпения правильно построить взаимоотношения между своими близкими.