Шотландский этик Г. Хоум выразил глу­бокую по содержанию мысль: « … не можем ли мы и обычную любовь к детям объяснить отчасти любовью к себе?» Если признать, что отноше­ние современника к самому себе заметно изменилось, то, естествен­но, это должно сказаться и на чадо­любии.

«Чадолюбивый», по Далю, зна­чит «любный» отец или мать. Чадо­любие — особый психологический настрой личности в отношении к будущему или имеющемуся соб­ственному ребенку и детям вообще. Чадолюбие выражается в особо эмоционально-чувственном от­ношении к детям — в умилении, нежности, ласке, желании оказать помощь, в умении проявить терпе­ние к индивидуальным особенно­стям ребенка, его капризам, шало­стям, «болезням роста».

В прошлом чадолюбие, вероят­но, проявлялось не так, как теперь в условиях многодетности оно, по­ видимому, выражалось ярче и чаще потому что, как отмечалось, в семье практически постоянно были груд­ные и маленькие дети. Иное дел теперь, когда в семье один-двое детей. Даже усиленная концентра­ция внимания к младенцу ограни­чена временем его естественно развития. Сегодня обнаруживается большоое разнообразие привязанностей и стилей в отношениях к детям проявляющихся на уровне чадолю­бия. Одни очень любят и своих чужих детей, другие сдержанно про­являют к ним чувства, одни высказывают симпатии ко всякому малышу, другие — только к хорошенькому. Есть люди, которые охотно забавляются с ребенком, когда он здоров и улыбается, и, напротив, стараются держаться подальше, если он болен или капризничает. Взрослые, как известно, по-разному ведут себя в присутствии детей, в том числе находящихся в неблаго­приятном состоянии и даже опасно­сти: одни реагируют немедленно, проявляют беспокойство, другие ­ пассивны или выказывают отрица­тельные эмоции.

Вот что показал эксперимент по изучению чадолюбия. Студенты по одному входили в аудиторию, а в это время раздавался плач грудного ребенка, записанный на стерео системе. Фиксировались вне­шние проявления эмоционального состояния участников опыта (чув­ство соучастия, улыбка, неудовле­творенность, раздражение, резкая реплика). Одни юноши и девушки демонстрировали нейтральное отно­шение (31 %), другие — положитель­ное (31%), третьи — негативное (10%). Потом надо было нарисовать малыша, каким он представляется. Одни это делали с нежностью и ста­ранием (49%), другие — раздражен­но, наспех, даже со злостью, в результате на бумаге появлялся не малыш, а какая-то каракатица, уро­дец (19%). Эксперимент свидетель­ствует об индивидуальном проявле­нии чадолюбия и различиях в поведе­нии юношей и девушек, выросших в семьях единственными детьми или с братьями и сестрами.