Шотландский этик Г. Хоум выразил глубокую по содержанию мысль: « … не можем ли мы и обычную любовь к детям объяснить отчасти любовью к себе?» Если признать, что отношение современника к самому себе заметно изменилось, то, естественно, это должно сказаться и на чадолюбии.
«Чадолюбивый», по Далю, значит «любный» отец или мать. Чадолюбие — особый психологический настрой личности в отношении к будущему или имеющемуся собственному ребенку и детям вообще. Чадолюбие выражается в особо эмоционально-чувственном отношении к детям — в умилении, нежности, ласке, желании оказать помощь, в умении проявить терпение к индивидуальным особенностям ребенка, его капризам, шалостям, «болезням роста».
В прошлом чадолюбие, вероятно, проявлялось не так, как теперь в условиях многодетности оно, по видимому, выражалось ярче и чаще потому что, как отмечалось, в семье практически постоянно были грудные и маленькие дети. Иное дел теперь, когда в семье один-двое детей. Даже усиленная концентрация внимания к младенцу ограничена временем его естественно развития. Сегодня обнаруживается большоое разнообразие привязанностей и стилей в отношениях к детям проявляющихся на уровне чадолюбия. Одни очень любят и своих чужих детей, другие сдержанно проявляют к ним чувства, одни высказывают симпатии ко всякому малышу, другие — только к хорошенькому. Есть люди, которые охотно забавляются с ребенком, когда он здоров и улыбается, и, напротив, стараются держаться подальше, если он болен или капризничает. Взрослые, как известно, по-разному ведут себя в присутствии детей, в том числе находящихся в неблагоприятном состоянии и даже опасности: одни реагируют немедленно, проявляют беспокойство, другие пассивны или выказывают отрицательные эмоции.
Вот что показал эксперимент по изучению чадолюбия. Студенты по одному входили в аудиторию, а в это время раздавался плач грудного ребенка, записанный на стерео системе. Фиксировались внешние проявления эмоционального состояния участников опыта (чувство соучастия, улыбка, неудовлетворенность, раздражение, резкая реплика). Одни юноши и девушки демонстрировали нейтральное отношение (31 %), другие — положительное (31%), третьи — негативное (10%). Потом надо было нарисовать малыша, каким он представляется. Одни это делали с нежностью и старанием (49%), другие — раздраженно, наспех, даже со злостью, в результате на бумаге появлялся не малыш, а какая-то каракатица, уродец (19%). Эксперимент свидетельствует об индивидуальном проявлении чадолюбия и различиях в поведении юношей и девушек, выросших в семьях единственными детьми или с братьями и сестрами.