Здоро­вый мальчик этого возраста весит 8900-9700 г, девочка 8100-8900 г. Рост их 67-73 см. Как всегда, напоминаем, что это цифры средние, и небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать у родителей бес­покойства.

Никогда человек не развивается интенсивно, не приобретает так много новых познаний и навыков, в течение первого года жизни. На основе уже приобретенных уме­ний появляются все новые и новые, одно служит опорой другому, и малыш, как по лесенке, шагает к самостоятельности.

Но развитие его не происходит само собой. Его надо направлять стимулировать. В прошлом месяце ваш ребенок научился самосто­ятельно сидеть. Теперь он может, когда захочет, сесть, затем снова лечь. Проделав такое упражнение
один раз, он с удовольствием повторяет его. Постарайтесь использо­вать его новое умение и начинайте кормить ребенка за столом. Было бы хорошо приобрести комбиниро­ ванный детский стул. Его можно разложить, чтобы получился низкий стульчик и столик, за которым малышу удобно играть. А если стул поднят и придвинут к столу, значит, пришло время кушать.

Ребенку должен нравиться сам процесс еды. Не думайте, что ему безразлично внешнее оформление: красивая тарелочка с рисунком на дне или по краям, яркая чашка, чистая салфетка — все это будет замечено, и все понравится. Пусть малыш всегда сидит за столом на определенном месте; в правую руку дайте ему ложку, в левую — кусочек хлеба или сухарик. Конечно, он еще не умеет пользоваться ложкой и сту­чит ею по столу или размазывает еду по тарелке. А пока он все это проделывает, вы кормите его дру­гой ложкой. В первое время малыш будет часто ронять свою ложку на пол (тогда, разумеется, вы дадите ему другую). Но постепенно он нау­чится держать ее подольше, а затем и применять по назначению.

Не забывайте мыть ребенку руки перед едой. Это необходимо не только с гигиенической точки зре­ния: мытье рук будет ассоциироваться с едой и способствовать воз­буждению аппетита.

На девятом месяце ребенка кор­мят 5 раз в день. В каждое, кормле­ние он получает два-три блюда. Суп надо наливать в глубокую тарелоч­ку, сок — в чашку, кашу и овощи ­ красиво положить на мелкую тарел­ку, фруктовое пюре — на блюдечко.

Меню ребенка на девятом месяце продолжает пополняться — пришла пора давать ему мясное пюре. Говя­дину, телятину или куриное мясо, очищенное от жира и пленок, про­мывают, мелко рубят и отваривают в небольшом количестве воды до полной готовности. Чтобы мясо получилось более ароматным, в бульон, в котором его варят, можно положить репчатый лук, кусочек корня петрушки. Готовое мясо (50 г) провертывают через мясорубку два раза (ребенок не сможет есть мясо, провернутое один раз), разбавляют двумя-тремя ложками бульона, слегка подсаливают и еще раз кипя­тят.

Мясное пюре добавляют в суп или овощное пюре. Для начала дайте половину чайной ложки и, как всегда постепенно увеличивая пор­цию, в течение 4-5 дней доведите до столовой ложки.

В еде маленькие дети большие консерваторы: любят привычное и очень подозрительно относятся к новому. Ребенка может насторо­жить цвет мяса, и, еще не попробо­вав, он откажется есть. Чтобы пре­дотвратить подобную реакцию, подавая пюре, не забудьте пригова­ривать, какое оно вкусное, хорошее.

Хотя мы предупреждали, что во время еды не следует рассказывать сказок, но это не значит, что кор­мить надо молча. Говорите с малы­шом, но не отвлекая его от еды, а, наоборот, стараясь, чтобы он сосредоточился на этом занятии.Спокой­но, ласково напоминайте ему: «Держи ложечку», «Откуси хлеба», «Пей сок».

За исключением одного нового блюда — мясного пюре, питание ребенка пока остается прежним. Первый завтрак грудное молоко. Второй — каша с творогом и фрук­товым соком. На обед — овощной суп на мясном бульоне с сухариком,
овощное пюре с молотым мясом, фруктовое пюре или сок. Следу­ ющее кормление — подслащенный кефир или молоко, половина желт­ка, фруктовое пюре или сок. Ужин­ грудное молоко.

Прежде чем дать еду малышу, обязательно попробуйте ее. Она не должна быть слишком горячей, пересоленной. Следите, чтобы мо­локо не подгорело, масло было свежим.

Для тех, кто правильно кормит ребенка, проблемы его аппетита обычно не существует. Точный ритм кормления способствует стольже ритмичному выделению пищева­рительных соков, а значит, жела­нию есть и хорошему усвоению пищи. Ребенок знает «свои» часы, уверен, что после овощей или каши получит сок или тертое яблоко. Если вы забыли приготовить ему сладкое блюдо, малыш имеет все основания напомнить вам об этом криком.

Некоторые родители, предвидя, что ребенок будет плохо есть, гото­вят на каждое кормление два-три вида каши, да еще овощное пюре, тертое яблоко и несколько соков. Как только дитя отказалось после двух ложек есть овощи, ему предла­гается одна каша, затем другая в надежде, что в общей сложности будут съедены положенные 200 г.

Этого делать нельзя. Готовить надо одно какое-то сытное блюдо, а если ребенок отказывается есть, не кормите его насильно, не вздыхай­те, не сердитесь, не огорчайтесь или во всяком случае не проявляйте своего огорчения. Спокойно сни­мите ребенка со стула, умойте его, уберите со стола еду. До следу­ющего кормления, даже если вам покажется, что малыш проголодал­ся, не давайте ему ничего, кроме кипяченой воды или неподслащен­ных (сладкое перебивает аппетит!) отваров из фруктов или овощей,­ яблок, капусты, моркови.

Ребенок, которого кормят насильно, это маленький мученик. Со временем у него выработается такое отвращение к еде, что один ее вид будет вызывать рвотные движе­ния. И тогда в свою очередь мучени­ками становятся и родители …

Добиваясь, чтобы ребенок ел все, что ему положено, надо все же считаться и с его вкусами. Если он невзлюбил какое-нибудь блюдо, не готовьте его несколько дней, а затем предложите вновь, но умень­шенную порцию.

Не рекомендуется, пока ребенок мал, сажать его за стол, когда едят взрослые. Малыша может привлечь стоящая рядом тарелка жирных щей или свекольника с уксусом. Но вы сами понимаете, что жирный буль­он, пряности и острые приправы ребенку вредны. К тому же, если за столом сидит вся семья, малыш ста­нет отвлекаться, тянуться на руки, да и вы сами не сможете спокойно поесть.

За одно кормление ребенок съе­дает около 200 г. Это средняя цифра; одним детям нужно больше, а для других достаточно и меньше. Нельзя перекармливать мальша, но обычно детям, родившимся с весом от 4000 г, средняя норма недостаточна. Если ребенок слишком полный, рыхлый, а тем более если вы заме­тили него проявления аллергии (высыпания, быстро возникающие и исчезающие красные пятна на коже), надо несколько уменьшить калорийность пищи, не уменьшая, во всяком случае поначалу, ее объ­ема. Молоко немного разводите водой, кашу варите жидкую и не на молоке, а на овощном отваре, огра­ничьте жиры и крупы, старайтесь больше давать овощей.

Наоборот, детям, которые недо­статочно прибавляют в весе, надо стараться в меньшем объеме пищи дать большее количество калорий. Такого ребенка кормите не буль­оном, а супом с крупой, в его кашу добавляйте больше творога, сливок.

Отклонения в весе могут быть индивидуальной особенностью ре­бенка, а могут быть и следствием каких-либо погрешностей ухода, питания или проявлением болезни.

Многих родителей волнует вопрос: как избавить маленького ребенка от запоров? Прежде всего подумайте, достаточно ли он полу­чает продуктов, стимулирующих работу кишечника. Свекла, капуста, репа в этом отношении особенно ценны. Послабляющее действие оказывают и кефир, овсяная каша, томатный сок, пюре из абрикосов и чернослив!!. Надо делать коктейли, т. е. смешивать некоторые соки, например томатный с клюквенным и лимонным, яблочный с морков­ным, вишневый со сливовым.

Очень важно выработать у ребенка привычку опорожнять кишечник в одно и то же время, например утром или вечером. Постоянно пользоваться клизмой не следует, так как ребенок не захочет «работать» сам и будет ждать помо­щи. Но для выработки рефлекса эту процедуру можно временно ис­пользовать. В течение 7-10 дней ежедневно ребенку через полтора­ два часа после кормления кефиром делают легкий массаж живота (15- 20 круговых поглаживаний по часо­вой стрелке) и ставят клизму. Все эти дни ребенок должен получать достаточно овощей и фруктов, много гулять и двигаться. Затем массаж продолжают, но клизмы уже не ставят. Как правило, благодаря такому приему у детей налаживается самостоятельный стул.

Бороться с запором необходимо, так как он может стать причиной плохого самочувствия, повышения температуры, беспокойного поведе­ния. Чем раньше вы поможете малышу наладить работу кишечни­ка, тем лучше.

Ребенка, который умеет хорошо сидеть, можно уже высаживать на горшок. Купите маленький горшо­чек с крышкой и храните его в спе­циально отведенном месте, чтобы он не «украшал» собой то кухню, то переднюю, то коридор. Каждый раз после употребления горшок моют горячей водой с мылом, ополаскива­ют, а края вытирают. Если ребенка хоть раз посадить на мокрый или холодный горшок, он, может быть, надолго откажется им пользоваться.

Не давайте малышу засижи­ватъся на горшке. Через 5-7 мин., даже если у него ничего не получи­лось, снимите его и оденьте. Про­ситься восьмимесячное дитя еще не умеет, и вам не надо пока этого тре­бовать. Старайтесь по его поведе­
нию определить соответствующую потребность.

Раньше вы могли спокойно оставлять спящего ребенка и ухо­дить в другую комнату. Но теперь он в состоянии уже сам, без помощи взрослого встать, придерживаясь за спинку кровати. А так недолго и «нырнуть» на пол. Обязательно учтите это и следите за ребенком, стараясь уловить момент, когда он проснется, чтобы вовремя перело­жить его в манеж. Но все-таки не мешает постелить перед кроват­кой мягкий коврик или старое оде­яло.

Когда малыш начинает делать первые шаги по кроватке или в манеже, надо подумать об обновле­нии его гардероба. Ползунки ему уже неудобны, он из них вырос, и они ограничивают движения. Пора приобрести штанишки. На ноги
надевайте колготки и пинетки. Пинетки удобнее вязаных башма­ков, так как у них плотная подошва, и ребенок, вставая, будет чувство­вать себя более устойчиво.

Постарайтесь, чтобы в одежде было как можно меньше резинок, да и то не тугих, а совсем свободных. По возможности заменяйте резинки бретельками.

В гардеробе ребенка должны быть одна-две шерстяные вязаные кофточки и пальтишко. Не поку­пайте их слишком большими, «на вырост». Это И некрасиво, и неудоб­но. Можно сшить пальтишко из чего-нибудь старого, но лучше, если
вы выберете ткань поярче.

Пока малыш не умеет ходить, он будет на улице сидеть или спать в коляске; осенью ноги его должны быть завернуты в одеяло. На голову во время прогулки надевайте шер­стяную шапочку.

А чем папа сейчас может помочь маме? Надеемся, что все меньше отцов, которые боятся остаться нае­дине с ребенком, потому что не зна­ют, как поступить, если он плачет, не умеют сменить мокрое белье, не представляют себе, как кормить
малыша.

Хорошо, если молодая мама может положиться на мужа. Тогда у нее будет возможность хотя бы 3-4 раза в месяц на несколько часов ухо­дить из дома. Чтобы навестить своих подруг, родных, съездить на работу, позаниматься в библиотеке.

По-прежнему гуляйте с малы­шом по вечерам.

Когда будут приобретены пине­тки, вам придется потереть их подошву наждачной бумагой или пройтись по ней напильником. Впо­следствии вы будете поступать так со всей новой детской обувью, чтобы в ней не было скользко. Мы
уже упоминали о «технике безопас­ности». Учтите, скоро малыш поки­нет манеж и начнет осваивать про­странство комнаты. Нет ли у вас внизу, на доступном ему уровне электрической розетки? Малыши любят исследовать новые предметы, их очень привлекают всякие кру­жочки. Ребенок может засунуть два пальчика в отверстие розетки, а это грозит ему смертельной опасно­стъю.

Не храните ли вы где-нибудь в укромном углу растворы для прояв­лення фотопленок, кислоту, кото­рая нужна вам для паяния, или другие едкие жидкости?

Просмотрите ваше хозяйство и найдите всему такое место, чтобы малыш не мог взять ничего опасно­го.