Прошел почти год с тех пор, как в вашей семье появился малыш. Еще 2-3 недели, и он пере­шагнет важный рубеж своей жизни: весь период до года — пора наиболь­шей уязвимости детского организма, наименьшей его устойчивости.

После года дети, как правило, становятся крепче, выносливее. Но конечно, лишь в том случае, когда для их развития созданы правильные условия.

Вы многому научились, многого добились, терпеливо и тщательно ухаживая за ребенком. Опыт убедил вас в том, что пунктуальное соблюдение режима дня не только полезно малышу, но и упорядочивает жизнь всей семьи. Продолжайте и дальше следовать разумному распорядку!

На двенадцатом месяце день ребенка выглядит примерно так: 7- 7.30 — подъем, утренний туалет, гимнастика; 7.30-8 — завтрак; 8-8.30 — занятия, игры; 8.30-10 ­ прогулка; 10-12 — первый дневной сон, затем закаливающие процеду­ры; 12-12.30-0бед; 13-16-про­гулка; 16-18 — полдник, второй дневной сон; 18-19.30 — прогулка или игры дома, купание; 19.30-20
ужин; 20.30-7 — ночной сон.

Здоровый, приученный к пра­вильному режиму ребенок хорошо ест, охотно умывается, любит гулять, быстро засыпает и спокойно спит всю ночь. Ему нравятся гимна­стика и закаливающие процедуры. У него уже есть 8 зубов, и он относи­тельно хорошо жует.

Еще недавно для вас были собы­тием его первые слоги, эти бесконе­чные певучие «ма-ма» и «ба-ба». А теперь он говорит 10-15 простых слов, указывает пальчиком на инте­ресующие его предметы, четко при­говаривая «дай-дай».

Развитие речи пойдет теперь быстро, и очень важно, чтобы оно было правильным. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении со взрослыми и другими детьми. Чаще обращайтесь к нему, давайте ему задания типа»: «Позови кошечку кис-кис», «Найди машинку — бип-бип».

Упрощенное, «детское» слово всегда употребляйте рядом с пра­вильным названием предмета. Не сюсюкайте с малышом, не иска­жайте слов и звуков.

Следует всячески стимулировать потребность ребенка общаться со взрослыми с помощью различных звуков, слогов, простых слов.

При кормлении, умывании, укла­дывании спать, одевании называйте свои действия, говорите: «Открой ротик, дай ручку, садись, ложись в кроватку, одевайся, сейчас пойдем гулять».

Вам надо называть ребенка по имени, чтобы он привык к этому обращению, называть имена взро­слых членов семьи. На вопрос «Где мама?» ребенок должен повернуть головку к маме или показать на нее глазками, должен понять, что это
значит, когда говорят: «Танечка пришла или «Папа, иди к нам».

Значение слов «дай», «нельзя», «возьми» ребенок усваивает с 10-11 месяцев. К году он уже знает около десятка слов и наверное, обрадует вас вполне сознательно произнесен­ным словом «мама». Часто потом будет звучать в его устах это слово. В нем появятся оттенки и радость, и просьба, и вопрос, и призыв на помощь, и восхищение, и ува­жение, и нежность! Его отношение к отцу, которого он видит меньше, чем маму, будет зависеть от поведе­ния отца.

Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не спе­шите выполнять ее, хотя вы пре­красно понимаете, чего он хочет. Постарайтесь, чтобы он сначала выразил свое желание словами.

Кстати, о просьбах и желаниях, их будет с каждым днем все больше и больше. Годовалый ребенок ­ неутомимый исследователь. Ему все интересно, все нужно, все хочется пощупать, потрогать, попробовать на вкус.

Плохо, если, пытаясь удовлетво­рить это свое естественное стремле­ние, он будет наталкиваться на постоянные запреты: это может сде­лать его безынициативным и робким. Но отнюдь не лучше, если он совсем не будет знать запретов, а
сможет (стоит только заплакать!) заполучить в качестве игрушки и папины часы, и бабушкины очки, и любую другую вещь. Потакая каждой прихоти ребенка, вы вырас­тите его капризным, не способным владеть своими чувствами. А такой
человек не только неприятен для окружающих — ему и самому плохо живется.

Ваш малыш приближается к воз­расту, когда у детей очень велика тяга к подражанию. Не забывайте, что, подражая вам, ребенок усваи­вает и ваши манеры, и вашу интона­цию. Крикливая, раздраженная речь в присутствии детей недопустима, даже если предмет разговора их не касается и сути его они не понима­ют.

Если вы разговариваете слиш­ком громко, раздраженным тоном, не удивляйтесь, что ребенок стано­вится все более неуравновешенным, часто кричит. Если ваша речь мед­лительна, тягуча, и малыш будет разговаривать вяло.

Умеет ли ваш ребенок играть? Игрушки малышу нужны преж­ние — пирамидки, матрешки, куби­ки, резиновые и полиэтиленовые фигурки животных. Ими он любит заниматься сам. Более сложные и звучащие игрушки, например вол­чок, заводную машинку, покажите ребенку во время игры с ним или для того, чтобы развлечь и успокоить, если он капризничает. С такими игрушками ребенок еще не умеет обращаться самостоятельно.

Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с кар­тинками. Яркие изображения жи­вотных, растений, людей привле­кают внимание, способствуют обоб­щению понятий.

Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут вам развивать музыкаль­ные способности ребенка, его слух и речь. Хорошо, если вы и сами будете иногда петь малышу.

Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком дива­не. Если диван или тахта невысокие, малыш быстро научится взбираться на них и слезать. А вот неустойчи­вые табуретки лучше убрать из его поля зрения, иначе он не раз опроки­нет их на себя.

Проследите, чтобы уголок, отве­денный для игр, был достаточно хорошо освещен.

А чем развлечь ребенка на про­гулке? Называйте ему встречающи­еся предметы, объясните их назна­чение и качества: «Вот едет грузо­вик; везет хлеб», «Смотри, какая зеленая елочка».

Можно показать ребенку, как копать снег, песок. Лопатку и совок выберите полегче и поудобнее. Если вы захватите с собой немного хлеб­ных крошек, можно будет покор­мить птиц.

Используйте прогулку для совер­шенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи». Но не советуем держать его в это время за одну руку. Если он начнет падать, вы невольно резко дернете его, и может произойти вывих плечевого
сустава.

Для прогулки оденьте малыша тепло ведь его теплорегулиру­ющие механизмы еще недостаточно совершенны, да и двигается он мало. Зимой в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы уребенка не мерзли ноги. Удобно пользоваться утепленным комбине­зоном — он легкий, не сковывает движений ребенка.

На голову наденьте теплую шапочку; если она недостаточно плотно прилегает, под нее можно надеть легкий платочек.

Процедура одевания ребенку обычно не нравится — ему жарко, тесно в одежде, и он недовольно морщится, плачет. Приготовьте все вещи заранее, сложите в нужной последовательности, чтобы потом не начинались лихорадочные поиски
то одного, то другого.

Малыш полюбит одевание, если вы дадите ему немного самосто­ятельности предложите, напри­мер, самому надеть носочки, распра­вить складки на кофточке. Пусть он и не справится поначалу с этими заданиями, но зато будет поглощен
делом, станет вести себя спокойнее.

Гулять ребенок должен и зимой не менее двух раз в день — после завтрака и после обеда, а желатель­но, и третий раз до ужина.

Если температура воздуха не ниже -15 градусов, во время одной из про­гулок, утренней или дневной, уло­жите его спать на воздухе (закалива­ющие процедуры проводят только после сна дома).

Коль скоро мы заговорили об одежде, напомним, что ребенка надо одевать удобно и красиво. Дево­чек — в коротенькие платьица, мальчиков — в короткие штанишки на бретельках. Если дома прохладно (ниже +17-18 *С), наденьте малышу колготки или брючки, но не байковые нижние штанишки.

В дневное платье ребенка пере­одевайте сразу же, как только он проснется, а не приучайте ходить в ночной рубашке или пижаме. Чулочки и нижнее белье (маечку и трусики), а еще лучше — и верхнюю одежду надо менять ежедневно. Чисто одетый ребенок быстрее нау­чится быть аккуратным.

Одевая малыша, обратите его внимание на отдельные детали туа­лета: «Какие красивые карманчи­ки», «Застегнем пуговки на руба­шечке», «Давай завяжем красный бантик» и т. д.

Питание на двенадцатом месяце обычно существенно меняется. Но если вы еще сохранили одно грудное кормление, то теперь пора оконча­тельно отнять ребенка от груди.

Прекращать кормить ребенка грудью резко, без предварительного постепенного ограничения нельзя. Это вредно не только для ребенка, но и для матери — может возник­нуть застой молока, грудь набухнет, воспалится. И потребуется срочная медицинская помощь.

В кормлении грудью удиви­тельно ярко проявляется прекрасное единство матери и ребенка, един­ство их интересов. То, что необхо­димо ему, то полезно и ей. Установ­лено, например, что нормальное по длительности (не менее 9 месяцев)
кормление грудью способствует рас­сасыванию небольших доброкаче­ственных опухолей матки, предупре­ждает заболевания молочной желе­зы.

Не грустите, когда приходит время отнимать малыша от груди, не думайте, что теперь вы уже не так нужны ребенку, что он может обойтись без вас. Материнство ­ должность пожизненная, и вы всегда будете необходимы своему ребенку, всегда незаменимы для него. Но с каждым годом вы будете замечать, что доля вашего участия в обеспече­нии его чисто физических потребно­стей становится меньше, а необходи­мость руководства его духовной жизнью — все больше и больше.

А пока старайтесь, чтобы корм­ление оставалось для вашего малыша таким же приятным, как раньше. Перед едой поговорите с ним ласково, спокойно. Никогда не пытайтесь кормить плачущего или чем-нибудь очень увлеченного ре­бенка: надо дать ему время «на­строиться» на еду, приготовиться к ней. Мытье рук, повязывание фар­тучка, усаживание на стульчик должно стать для него процедурой, предвещающей известное удоволь­ствие.

После года здоровый ребенок не нуждается в грудном кормлении: ведь он уже целых пять или шесть месяцев получал разноообразную пищу во всем расширяющемся ассор­тименте, научился не только сосать из бутылочки, но и пить из чашки и есть с ложки.

Однако помимо возраста необхо­димо учитывать и другие обсто­ятельства. Жаркое лето — неподхо­дящее время для отлучения от груди. Если вашему сыну или дочке испол­няется, допустим, 11 месяцев в авгус­те, лучше подождать до сентября ­ октября. Ведь многие малыши плохо переносят жару, сопротивля­емость организма у них несколько снижается, и потому лучше до насту­пления прохладных дней сохранить привычное кормление.

К тому же летом возрастает опасность кишечных заболеваний, и если  у ребенка воз­никнет расстройство пищеварения, материнское молоко окажется для него самой предпочтительной пи­щей.

Не следует сочетать отлучение от груди с другими изменениями в жизни ребенка, например переездом на дачу, на новую квартиру, посту­плением в ясли, а также с проведе­нием профилактических прививок.

Без совета с участковым врачом не прекращайте кормление грудью. Если ребенок часто и подолгу боле­ет, отстает в развитии, педиатр, воз­можно, найдет нужным продлить кормление до 13-14 месяцев.

За 3-4 дня до того, как вы решили отлучить ребенка от груди, начните пить немного меньше жид­кости, и количество молока, кото­рое уже, вероятно, и без того резко уменьшилось, сократится еще боль­ше. Малышу вместо груди дайте ста­кан молока с печеньем. К этой пище он уже привык и скорее всего не будет возражать против замены. Если же он начнет плакать, вам придется проявить твердость. Всему свое время: в первые месяцы жизни ваше молоко было идеальной пищей для ребенка, а сейчас оно уже не соответствует его потребностям, и продолжать грудное вскармливание бессмысленно.

Стол ребенка становится все более разнообразным. Несколько меняются и методы приготовления пищи. Каши уже можно не проти­рать. Овощи давайте не только в виде пюре, а и мелко нарубленными (в супе).

Из мяса и рыбы готовьте фрика­дельки, паровые котлеты, суфле.

Овощи давайте ребенку самые разнообразные. Вкусны и полезны овощные котлеты. Готовить их несложно. Сварите немного очи­щенной моркови (свеклы, капусты), проверните через мясорубку вместе с кусочком размоченной в молоке булки, добавьте яйцо, немного сли­вочного масла, посолите, взбейте и, разделав на небольшие котлетки, положите их на сковородку с разо­гретым сливочным маслом. Не надо, чтобы котлеты сильно зажа­рились переверните их, как только образуется румяная корочка, добавьте чуть-чуть воды, дайте ей закипеть, и блюдо готово. Овощная котлета может служить гарниром к мясной; ее можно дать и отдельно со сметаной, морковную и свеколь­ную — со сладкой подливкой.

Напоминаем, что колбасу, сосис­ки, пирожные, шоколад ребенку давать еще рано, что надо по-преж­нему следитъ за чистотой посуды, свежестью продуктов, их правиль­ным хранением.

Когда ребенок был еще совсем маленьким, вам хотелось от него только одного: чтобы он спокойно спал, хорошо ел, нормально прибав­лял в весе. Но вот ему скоро год. Все больше и больше вырисовывается личность человека. И вас уже вол­нуют проявления его характера, особенности поведения.

Один малыш упорно сосет во сне­ язык или собственный палец, жует кончик простынки; другой не засы­пает без укачивания; третий, проснувшись рано утром, ни минуты не хочет оставаться один и настойчиво требует, чтобы родители взяли его к себе в постель.

Откуда у детей берутся такие вредные и некрасивые привычки? Уверяем вас, что в их возникнове­нии виноваты взрослые: за чем-то вы не уследили, когда-то пошли на поводу у капризов малыша, одна­жды сами немножко поленились, дали себе поблажку …

Привычка сосать кончик одеяла, палец возникает очень рано. У малышей первых месяцев жизни сосательный рефлекс сильно раз­вит, и ребенок ищет его удовлетво­рения. Если вы давали малышу пустышку, как только он расплачет­ся, то через некоторое время он уже не мог без нее ни уснуть, ни даже просто спокойно лежать. И теперь, если пустышки нет, в ход идет собственный кулачок или что-нибудь еще.

Ребенок, привыкший успокаи­ваться и засыпать подобным обра­зом, прибегает к этому приему и тогда, когда огорчен или обижен, когда ему нечем заняться. Вот почему вредная привычка чаще уко­реняется у детей, которые обделены вниманием, родительской нежно­стью, лаской или не приучены само­стоятельно заниматься игрушками.

Иногда, стремясь отучить ре­бенка сосать пальцы или грызть ног­ти, родители мажут их горчицей, надевают варежки. Эти методы совершенно бесполезны. Они лишь раздражают ребенка и фиксируют его внимание на возникшей привыч­ке. А задача состоит в том, чтобы, наоборот, от нее отвлечь. Если малыш будет постоянно занят чем­ то интересным, потребность сосать палец угаснет сама собой.

Не забывайте аккуратно под­стригать ребенку ногти, следите, чтобы его руки всегда были в поряд­ке. Длинные ногти нередко ломают­ся, острые кончики цепляются за одежду, заусеницы вызывают болез­ненные ощущения. Все это побуждает тянуть пальцы в рот.

Дети очень склонны к повторе­нию тех действий, воспроизведению тех ситуаций, которые доставили им удовольствие. Вы уже и сами забы­ли, что несколько раз по утрам, когда вам самой не хочется вставать, брали расплакавшегося малыша к
себе в постель. А он не забыл этого и хочет, чтобы так начиналось каждое утро! Или когда у него во время болезни нарушился аппетит, вы, чтобы заставить его съесть кашу или суп, всячески развлекали его, рассказывали сказки, пели. А
теперь ему уже скучно есть без такого аккомпанемента …

Для того чтобы предупредить формирование дурных привычек, есть один верный способ: воспиты­вать привычки хорошие. А это тре­бует и усилий, и внимания, и терпе­ния.

Ваш ребенок уже совсем боль­шой и в то же время еще очень, очень маленький. Он и сильный, и слабый, и устойчивый, и податли­вый. Развивайте его силы, но не переоценивайте. Будьте заботливы, внимательны, осторожны.