Вы не успели оглянуться, а вашему ребенку уже 4 месяца. В этом возрасте мальчики по-прежнему опережают девочек: рост у них — 62-67 см, а у девочек — 61-65 см. Масса тела — соответственно 6400 — 7400 и 6000 -7000 г.

Как видите, колебания массы тела в пределах нормы могут быть очень значительными. Важно, что прибавка веса и роста продолжает­ся, а если к тому же ваш малыш не слишком много плачет, хорошо спит и ест, можно надеяться, что разви­тие его вполне нормально.

Чтобы быть сытым, ребенку требуется в сутки около 900-950 г грудного молока. Совсем не обяза­тельно, чтобы в каждое из шести положенных ему кормлений он выпивал равное количество. Наб­людения за грудными детьми пока­зали, что в течение дня их аппетит может усиливаться и ослабевать: в одно кормление потребуется 200 г молока, в другое достаточно и 100.

Начинайте давать малышу яич­ный желток. Он имеет огромную питательную ценность, содержит натуральный витамин Д, предохра­няющий малыша от рахита, и желе­зо, в котором теперь очень нуждается растущий организм.

Как вы помните, мы условились, что всякую новую пищу вы будете давать ребенку осторожно; начиная с самых маленьких доз. Желток требует особой осторожности: дело в том, что яйца часто вызывают аллергические реакции (сыпь, кра­пивницу), а также сальмонеллез.

Желток, сваренный вкрутую, в этом отношении более безопасен. Для начала разотрите половину желтка с грудным молоком до кон­систенции очень жидкой кашицы. В первый день дайте примерно четвер­тую часть этой порции; если все
обойдется благополучно, назавтра прибавьте чуть-чуть и так постепен­но, в течение 5-7 дней доведите до половины желтка.

Белок детям до полутора лет давать не рекомендуется.

Давать ли желток ребенку, у которого имеются признаки аллер­гии?

Даже опытный врач призаду­мается, прежде чем дать категори­ческий ответ на такой вопрос. Обычно рекомендуется сделать пер­вые «пробные» порции совсем маленькими, буквально две-три крошки. Если нежелательных реак­ций не возникнет, можно действо­вать смелее. Но если диатез у ребенка выражен сильно или роди­тели сами не переносят яиц, с введе­нием желтка придется повременить.

К концу пятого месяца следует уже подумать о прикорме. Даже если у матери молока достаточно, оно уже не удовлетворяет всех потребностей растущего организма. В нем не хватает, в частности, бел­ков и минеральных солей, необходи­мых теперь в большом количестве для развития мышц, мозга, сердца.

Еще одно соображение в пользу начала прикорма: пятимесячного ребенка обычно легче приучить к новой пище, чем детей более стар­шего возраста.

Традиционным прикормом рань­ше была манная каша. Но разумнее начинать с овощного пюре. Овощи содержат минеральные соли, витамины, большое количе­ство клетчатки, благотворно вли­яющей на работу желудка и кишеч­ника. Особенно полезны они детям с излишним весом, склонным к аллер­гическому диатезу и рахиту. Кроме того, овощное пюре несладкое, и ребенок будет охотнее есть его до того, как попробует сладкую кашу.

Дети быстро привыкают к самым различным овощам — морко­ви, картофелю, репе, кабачкам, шпинату. Можно использовать све­жую белокочанную и цветную капу­сту. Сочетания допускаются любые, важно только, чтобы в течение 10
дней, пока малыш привыкает к этой пище, вы готовили пюре по одному и тому же рецепту.

Пюре готовят непосредственно перед употреблением: если его разо­гревать, и вкус, и питательная ценность снизятся. Овощи моют, чи­стят, нарезают кусочками и сразу же варят, вернее, тушат. Класть их в ка­стрюлю следует постепенно, соот­ветственно скорости разваривания. Картофель — в последнюю оче­редь. Воды наливайте немного, что­ бы она только прикрывала овощи.

Горячие сваренные овощи два­жды протирают, добавляя горячее молоко, ложку-две воды, в которой они тушились, соль и дают снова прокипеть. Для приготовления 150 г пюре потребуется 150 г сырых ово­щей, две столовые ложки молока, соли — на кончике ножа. В овощное пюре можно добавлять полагающу­юся порцию желтка.

Старайтесь, чтобы пюре было однородным, без «комочков». В первые дни готовьте его очень жид­ким, примерно как негустая смета­на, иначе ребенку трудно будет гло­тать, и он не станет есть. Пюре, конечно, дают не из сос­ки, а с ложечки. Переход к более густой пище и новому способу корм­ления — своеобразный рубеж, и преодолеть его малышу не так-то просто: приходится привыкать не только к новым ощущениям. Раньше еда лилась в рот непрерыв­но, теперь надо понять, почему она вдруг кончается. В ожидании новой порции некоторые дети начинают плакать, беспокойно вертеть голов­кой. Да еще и сосать не удается, надо снимать пишу губами.

Постарайтесь облегчить малышу эту задачу. Обычная чайная ло­жечка слишком велика для него. Придется поискать в ювелирных или хозяйственных магазинах кофейную ложечку, лучше более плоской формы.

Наберите немного пюре на кон­чик ложечки и осторожно дотронь­тесь ею до верхней губы малыша, полулежащего у вас на руках. Таким прикосновением побуждайте его открыть рот и снять пюре с ложеч­ки.

Одни дети сразу начинают есть охотно, другие недоверчивы, медли­тельны. Не торопите ребенка! Дайте ему время разобраться, при­выкнуть к новшеству. Ваша зада­ча — пробудить его активность, сде­лать так, чтобы он ел сам.

Теперь, когда начинается «новая эра» в питании ребенка, хочется дополнить те правила, о которых мы упоминали вначале, еще одним:

Вы никогда не будете застав­лять своего сына или дочь есть насильно!

Насильное, неумелое кормление нередко главный источник плохого аппетита детей, тревоги родителей.

Старайтесь, чтобы кормление ассоциировалось у малыша с поло­жительными эмоциями, чтобы никакие попутные неприятные впечатле­ния не разрушали этих ассоциаций.

Готовясь кормить его, пригова­ривайте весело и ласково: «Сейчас будем кушать». Не раздражайтесь, не допускайте повышенных интона­ций, если дело не ладится. Пусть ваша улыбка всегда будет поощри­тельной,доброжелательной.

Конечно, часть пюре может ока­заться на щеках, на подбородке малыша, и это будет его беспо­коить. Имейте под рукой чистую мягкую салфеточку, чтобы сейчас же осторожно вытирать ребенка.

Маленького человека уже с этих пор надо приучать есть аккуратно. Не забудьте вымыть ему перед едой ручки — хоть он пока не берет ничего сам, это необходимо для вос­питания привычки, которая очень скоро ему понадобится.

Первый прикорм нельзя давать сразу в полном объеме. Начните с чайной ложечки, затем, постепенно увеличивая порцию, доведите через 7-10 дней до 150 г.

Пюре, пока ребенок получает его не в полном объеме, следует давать в начале кормления, а затем докармливать досыта грудью. С уве­личением порции постепенно ис­ключается одно кормление гру­дью, лучше всего второе или тре­тье (в 9 утра или в 12 дня). Если же мама работает, можно давать пюре в те часы, когда ее нет дома.

Нельзя начинать прикорм, если ребенок нездоров. Нельзя вводить сразу два новых прикорма — допу­стим, сегодня — пюре, завтра ­ кашу. Пусть малыш сначала при­выкнет к одному, а через 2-3 недели можно попробовать и дру­гое.

Понаблюдайте, как ребенок переносит новую пищу. В первые дни в его испражнениях могут оказаться кусочки не переваренных ово­щей. Пусть вас это не беспокоит, если стул не жидкий и в нем нет сли­зи. Но все же не торопитесь уве­личивать порцию овощей, дайте ребенку время приспособиться к ним.

Помимо желтка, овощного и фруктового пюре ребенок должен получать 50 г сока ежедневно. В этом возрасте его можно готовить из вишни. А вот клубнику в сыром виде детям до года лучше не давать: эту ягоду трудно дочиста отмыть от
песчинок, а под струей кипятка она сразу «раскисает».

Необходимо следить за чистотой игрушек, мыть их кипяченой водой, так как дети часто берут их в рот. Детскую посуду после употребления надо мыть горячей водой с мылом и обдавать кипятком, а ложки и соски кипятить и хранить в закрытой посу­де ни в коем случае нельзя облизы­вать ложку, которой кормят ребен­ка, и его соску. После приготовле­ния пищи, после еды нужно сейчас же тщательно убирать все отбросы и крошки.

Не забывайте между кормлени­ями давать ребенку кипяченую воду. В течение дня в летнее время малыш может выпить 120-150 г воды. Воду давайте не подслащенную.

Быстрыми темпами идет психи­ческое развитие. В четыре месяца ребенок уже различает некоторые предметы, например привычную бутылочку, игрушку. Он начинает узнавать мать, отца и других близ­ких. Свою радость он проявляет не только «комплексом оживления» ­ беспорядочными движениями ручек и ножек, но и громким смехом. Ребенок чутко реагирует на тон обращенной к нему речи, активно ищет взором отца, мать; малыш, с которым часто и ласково разговаривают взрослые, долго певуче «гу­лит» «а-а-а», совершенствуя свой голосовой аппарат.

До сих пор вы подвешивали над кроваткой крупные игрушки. Случайно наталкиваясь на них руками, малыш испытывал новые ощуще­ния, доставлявшие ему удоволь­ствие, и старался повторить их. Так незаметно началась тренировка координации движений.

Сейчас надо подвешивать более мелкие игрушки, чтобы ребенок мог захватить их. Для этого потребу­ются движения более точные. Учите малыша брать игрушку из ваших рук сначала он уцепится за нee двумя ручонками, а потом ухватит и одной. Купите такие игрушки, кото­рые ему было бы удобно держать, трясти, постукивать ими.

В часы бодрствования в манеже малыш ведет себя гораздо более активно, чем раньше. К пяти месяцам он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спинку так ему удобнее наблюдать за окружающим. Легко переворачивается со спины на живот, садится, если ему помочь. При поддержке под мышки устойчиво стоит, переступая ногами.

Самому повернуться со спины на: живот — это тоже очень важный этап. Такое движение расширяет возможности ребенка, и он исполь­зует его, когда хочется, например, проследить за чем-нибудь, найти источник звука.

Одевайте малыша соответственно погоде. Приобретите на лето ему ползунки и кофточки из ситца и бумажного трикотажа. Только не надо при стирке крахмалить белье оно становится от этого слишком жестким, плохо про­пускает воздух.

Старайтесь как можно больше гулять с ребенком. Коляску, когда он спит, ставьте так, чтобы яркий солнечный свет не падал в глаза. Днем ребенок спит на свежем воз­духе 4 или 3 раза по 2 или 1,5 часа после бодрствования до следующего
кормления. Длительность ночного сна — 9-11 часов, пробуждение желательно всегда в одно и то же время.

Не забывайте посещать детскую поликлинику. Для приема грудных детей здесь обычно устанавливают специальные дни или часы, когда врач может не торопясь побеседо­вать с вами, посмотреть ребенка, дать советы, ответить на вопросы.

Надеемся, что первую профилак­тическую прививку АКДС малыш уже получил. Выясните у врача­ педиатра дату второй вакцинации.

Материнское молоко — идеаль­ная пища для ребенка, и равноцен­ной его замены пока не существует. Дети, вскармливаемые грудью, лучше развиваются, меньше болеют и переносят болезни легче, чем их сверстники, лишенные этого пре­имущества.

Но бывают случаи, когда мать по не зависящим от нее причинам не может кормить ребенка своей грудью и вынуждена прибегнуть к искусственному вскармливанию. Тем, у кого так произошло, мы хотим дать некоторые советы.

Нехватку материнского молока в первые 8 или хотя бы 6 недель лучше всего компенсировать донор­ским молоком. Не относитесь к нему с предубеждением. Если бы, допустим, был устроен конкурс на пищу для новорожденного младен­ца вскармливаемого искусственно, оно, заняло бы, вероятно, первое место. Ну а на второе могут претен­довать сухие детские смеси, выпускаемые нашей промышленностью.

Сухие смеси сейчас широко при­меняются во всем мире. Действи­тельно, у них есть много достоинств: высокое качество, удобство приго­товления и хранения.

Многие специалисты советуют чередовать в течение дня сухие смеси с кисломолочными смесями, состоящими из кефира, разведен­ного крупяным (рисовым, овсяным) отваром, с добавлением сахарного сиропа. Такие смеси готовят на молочных кухнях, их можно приго­товить И дома.

Если вы будете получать питание на молочной кухне, вам утром выда­дут весь дневной рацион. Бутылоч­ки, хорошо закрытые, храните в холодильнике или в другом прохлад­ном месте. Блюда из сухих смесей лучше готовить перед самым корм­лением. Рецепт указан на этикетке, и вам остается только следовать ему и, конечно, обеспечить абсолютную чистоту приготовления.

Смесь должна быть, подобно материнскому молоку, чуть теплой. Подогреть ее удобнее всего в элект­роподогревателе.

Еще раз о соске. Очень важно сделать в ней правильное отверстие. Когда оно слишком велико, ребенок или захлебывается, или высасывает все чересчур быстро. И вот вы заби­раете пустую бутылочку, а он ве­дет себя, как голодный недовольно вертит головкой, «ловит» губами отсутствующую соску. Почему? А потому, что ускоренная еда не физи­ологична — ведь обычно младенец сосет материнскую грудь 15-20 мин. За это же время он должен выса­сывать и содержимое бутылочки.

Сделайте отверстие в соске поменьше, и вы увидите, что хотя ребенок и не все высосал, а на его лице уже появляется то блаженно­ сонное, умиротворенное выраже­ние, какое и должно быть после сытной еды.

Впрочем, есть дети менее актив­ные, которые интенсивно сосут лишь 5-8 мин., а потом устают или ленятся есть. В этом случае попро­буйте поступить наоборот сде­лайте отверстие чуть-чуть поболь­ше, и ребенок успеет получить необ­ходимую ему порцию.

Вы кормите ребенка из граду­ированной бутылочки и всегда с точ­ностью почти до грамма знаете, сколько он съел. Это хорошо и плохо. Хорошо, потому что для оцен­ки состояния ребенка надо знать, сколько он съедает в течение суток. Плохо потому, что, увидев, что ребенок съел на 20-30 г меньше, чем ему положено, вы, возможно, огорчитесь и попробуете во что бы то ни стало докормить его.

Не злоупотребляйте своей мате­ринской властью! Если малыш выплевывает соску, отворачивается от нее не надо настаивать. Ведь у грудного младенца, как и у взросло­го, могут быть колебания аппетита. Но если он постоянно недоедает, не принимайте самостоятельного ре­шения, а посоветуйтесь с врачом.