Во вто­ром полугодии темп роста ребенка несколько замедляет­ся. В течение седьмого месяца он подрастает всего на сантиметр-пол­тора и прибавляет в весе в среднем 500-600 г. Зато быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окру­жающему, особенно к взрослым и детям, их действию, речи.

По мере того как малыш начи­нает понимать все большее количе­ство слов, его контакт с взрослыми возрастает. Теперь он внимательно вслушивается в их речь, учится выделять некоторые слова и более тонко различать составляющие их звуки.

С полугодовалыми детьми сле­дует разговаривать короткими, про­стыми фразами, подчеркивая инто­нацией наиболее значимые слова. Играя с малышом, занимая его в часы бодрствования, показывайте и называйте ему предметы, привлек­шие его внимание. Чтобы была уве­ренность, что ребенок понял ваши слова, добивайтесь от него ответа, сначала в виде каких-либо действий. Например, на ваши вопросы: «Где ляля?», «Где тикает?» — он должен найти глазами куклу, часы.

Для таких «уроков» выбирайте объекты, доступные пониманию ребенка, знакомые ему: близких людей, крупные игрушки, части оде­жды. Если вы называете все то, что проделываете с ребенком, все свои действия и жесты, то вскоре он сможет понять и выполнить ваши просьбы: «Открой ротик», «Ло­жись», «Закрой глазки». Приучайте ребенка по вашей просьбе подать ручку, помахать ею («до свидания»), сделать «ладушки». Эти движения детям очень нравятся, и они сравни­тельно легко привыкают связывать их со словом.

Если родители внимательны к ребенку, много и правильно разгова­ривают с ним, то к семи месяцам он начинает использовать звуки, чтобы обратить на себя внимание, допу­стим, смотрит на мать и громко повторяет «а-а-а», пока она к нему не подойдет.

Шестимесячный малыш, занима­ясь с любыми игрушками, выполняет примерно одинаковые неслож­ные действия: берет игрушку, осма­тривает ее, перекладывает из руки в руку, стучит ею, бросает. Если игрушки отличаются по материалу, форме, цвету, величине, весу, он постепенно познает эти разнообраз­ные свойства. Умение различать предметы в дальнейшем станет основой более сложных действий с ними (вкладывание одной игрушки в другую, катание шарика и тому подобное). Игрушки должны быть яркими, звучащими, такими, чтобы их удобно было взять и чтобы они привлекали внимание малыша, побуждали его к действию.

В этом возрасте у ребенка появ­ляется потребность самостоятельно передвигаться, Первая форма овла­дения пространством — ползание. Оно способствует укреплению мус­кулатуры, на которую падает на­грузка, когда ребенок сидит, ходит, стоит. Поэтому желательно, чтобы он научился ползать раньше, чем садиться. Это будет помогать фор­мированию правильной осанки и дальнейшему физическому развитию, В частности умению вставать, стоять, ходить и опускаться, придер­живаясь руками за опору. Ребенок, научившись рано сидеть, но не умея самостоятельно менять свое поло­жение, будет подолгу оставаться в этой позе, а длительное сидение ведет к искривлению позвоночника, сдавливанию грудной клетки, вяло­сти.

Физическое и психическое разви­тие, особенно в раннем возрасте, тесно связаны. Если ребенок только сидит, он получает меньше впечат­лений, испытывает меньше разно­образных ощущений, столь важных для развития органов чувств. Отсут­ствие физической активности огра­ничивает и активность психическую.

Научившись же ползать, ребенок много двигается и занимается игрушками, достает привлекшие его предметы, устремляется за ними, если они откатываются, прибли­жается к тому месту, с которого можно лучше что-либо рассмотреть или послушать. Все это расширяет его ориентировку в окружающем, воспитывает активность.

Чтобы ребенок мог научиться ползать, надо предоставить ему про­стор. Манеж уже становится малышу тесен; для таких упражне­ний можно расстилать толстое оде­яло на чисто вымытом полу в комна­те. Некоторые дети ползают пятясь, других заносит вбок, третьи пол­зают на выпрямленных руках и ногах. Лучше всего приучить малыша ползать на четвереньках ­ это будет способствовать укрепле­нию всей мускулатуры и тренировке координации движений. Развитию таких навыков содействуют и регу­лярные занятия гимнастикой.

Для шестимесячного малыша наступило время изменить комплекс упражнений. Этому возрасту свойственна значительно большая согла­сованность в работе мышц, что дает возможность ввести в занятия новые элементы. С шести месяцев у ребенка появляется способность длительно сокращать мышцы кисти и удерживать предметы в руке. Чтобы тренировать эту способность, движения руками можно выполнять с небольшими пластмас­совыми кольцами.

В комплексе сохраняются неко­торые уже знакомые вам упражне­ния, другими предстоит овладеть.

Вот как должна выглядеть сей­час гимнастика:

  • Полукруговые движения рука­ми. Исходное положение на спине. Дайте ребенку в руки кольца и сами, придерживая эти кольца, делайте движения выпрямленными руками ребенка снизу вверх и сверху вниз. Повторить 4-6 раз.
  • Массаж живота. Повторить 8-12 раз.
  • «Скользящие шаги». Исходное положение на спине. Ноги малыша,, сгибая в коленях, попеременно при­жимайте к ягодицам. Стопы, при этом как бы скользят по столу. Упражнение повторить 4-6 раз.
  • Упражнение для стоп. Повто­рять 4-6 раз.
  • Активные повороты. Исход­ное положение на спине. Покажите ребенку игрушку и положите ее слева или справа так, чтобы малыш смог достать ее рукой. Со словами «Возьми игрушку» помогите ребенку повернуться со спины на живот, придерживая его только за ноги. Упражнение повторить 2 раза.
  • Массаж спины. Повторить 6-8 раз.
  • Приподнимание туловища. Исходное положение на животе. Придерживая ребенка за вытянутые вперед и немного отведенные в стороны руки, помогите ему приподнять туловище. Повторить 2 раза.
  • Упражнение для мышц спины и живота. Исходное положение на животе. Одной рукой придержи­вайте ноги ребенка, другой пока­жите игрушку, удобную для захвата. Постарайтесь, чтобы малыш взял ее сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Игрушку держите первое время на высоте 10-15 см от стола, а затем поднимите выше, до 30-40 см, чтобы в работу включались мышцы верхней части спины и поясничного отдела. Упражнение повторить 2-4 раза. Повторите это же упражнение 2-4 раза из исходного положения на спине.
  • Вставание на ноги. Исходное положение на спине. Удерживая ребенка под мышки, на счет «раз» помогите ему сесть, «два» — осто­рожно поставьте на ноги, «три» ­ верните в исходное положение. Упражнение повторить 2 раза.
  • Исходное положение на животе. Возьмите ребенка под мышки и на счет «раз» поставьте его на колени, «два» -осторожно поставьте на ноги, «три» — верните малыша в исходное положение. Повторить 2 раза.
  • Ползание за игрушкой. Исходное положение на животе, полусогнутые ноги ребенка упира­ются в ваши ладони, впереди ребенка на расстоянии 50-60 см ­ игрушка. Приговаривая «Достань игрушку», помогите малышу допол­зти до нее. Если ребенок научился немного ползать, предложите ему взять игрушку без вашей помощи. Повторить 4-6 раз.
  • Упражнение на сопротивле­ние. Исходное положение на спине. Полусогнутые ножки упираются в мяч, который вы держите в руках. Помогите малышу оттолкнуться от мяча. Упражнение повторить 2-4 раза.
  • Массаж грудной клетки. Повторить 6-8 раз .
  • Упражнение для рук. Исход­ное положение на спине. Дайте ребенку обхватить ваши пальцы, попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша в локтевых суставах. Повторить 6-8 раз.
  • Упражнение «сядь-ложись». Исходное положение на спине. Крепко придерживая малыша за руки, отведенные в стороны, с просьбой «Сядь» приподнимите и посадите ребенка. Затем помогите ему по просьбе «Ложись» лечь на спину. Если ребенок уже научился крепко держать кольца, исполь­зуйте их в этом упражнении. Повто­рить 2-4 раза.

Весь комплекс упражнений зани­мает около 10 мин. Не забывайте перед занятиями хорошо проветрить комнату. Температура в ней должна быть не ниже + 19-20 *С. Если вы живете на даче и на улице теп­ло не ниже + 22 *С, нет ветра,
можно проводить занятия на возду­хе, в тени.

Лето подходящее время, чтобы ввести новые закаливающие процедуры. До сих пор вы только обливали ребенка после купания более прохладной водой и прово­дили воздушные ванны. Сейчас, если малыш здоров и чувствует себя хорошо, можно начать влажные обтирания тела. Лучше делайте их в комнате. Время выберите наиболее для вас удобное. Сшейте из несколь­ких слоев марли рукавичку, кото­рую вы сможете, смочив в воде, надеть на руку. Первоначальная температура воды — около + 35 *С; затем через каждые три дня пони­жайте ее на один градус, доведя до + 29-30 *С.

Обтирают, а затем вытирают насухо не все тело сразу, а отдельно ручки, ножки и т. д. Движения должны быть быстрыми, энергич­ными. Полотенце предпочтительнее мягкое, махровое. Не забудьте перед этой процедурой снять кольца и часы, чтобы случайно не поцара­ пать нежную кожу ребенка, а ногти у вас, конечно, всегда коротко острижены.

Режим дня остается прежним. Старайтесь, чтоб ребенок спал днем 3 раза по 1,5-2 часа, лучше всего на воздухе. Пятиразовый ритм кормле­ния, к которому уже привык ваш малыш, остается неизменным до конца первого года.

На седьмом месяце ребенок получает три кормления грудью и два прикорма. Один из них — это овощное пюре, другой — каша. Манную кашу варите погуще, чере­дуйте с гречневой, овсяной, рисо­вой.

Раньше детям в этом возрасте начинали давать кисели. Здоровым, нормально прибавляющим в весе детям кисели не нужны, их лучше заменить соком или пюре из свежих ягод и плодов. Они менее калорий­ны, но зато богаче витаминами, микроэлементами и минеральными солями.

Для приготовления сока или пюре можно использовать различ­ные ягоды — чернику, черную и красную смородину, вишню. Сырые абрикосы и персики маленьким детям давайте очень осторожно, вначале понемногу, так как они часто действуют послабляюще. Учтите, что после абрикосового или персикового пюре нельзя пить молоко и что использовать для дет­ского питания можно только абсо­лютно зрелые плоды. Кожицу пло­дов надо обязательно снимать.

Желток давайте по-прежнему по половинке в день, а количество тво­рога надо увеличить до 50 г.

Около семи месяцев, как прави­ло, у ребенка появляются зубы. Этот период у детей протекает по ­разному.

Беседуя с другими родителями и бабушками, вы наверняка уже слы­шали уверения в том, что когда у детей прорезываются зубы, они обя­зательно болеют: у них повышается температура, появляются насморк, желудочно кишечные расстройства. Действительно, в этот период могут возникнуть те или иные недомога­ния. Но прорезывание зубов само по себе не служит их причиной. Несколько ослабляя организм, сни­жая его сопротивляемость, оно, воз­можно, лишь предрасполагает к заболеванию. Поэтому надо быть особенно внимательным к питанию малыша, соблюдению режима и правил гигиены. А если, он заболеет, не ставьте сами диагноз, а обязательно посоветуй­тесь с врачом.

Первыми появляются два ниж­ них резца. Пусть вас не смущает, что края у них неровные, зазубрен­ные потом они отполируются. Естественно то, что молочные зубки очень маленькие.

Некоторые дети преподносят маме приятный сюрприз: однажды утром вы кормите малыша и вдруг с удивлением замечаете, что у него прорезался зуб. Есть совершенно здоровые дети, у которых зубы появляются значительно позже обычного срока. Однако причину слишком долгих ожиданий следует обсудить с врачом. Ведь позднее прорезывание зубов может быть и признаком рахита.

Перед прорезыванием зубов ребенок обычно трет десны. Он кап­ризничает, просыпается ночью. Многим детям просто необходимо в это время что-либо жевать. Некото­рые из них с удовольствием будут сосать корку черного хлеба (без мякиша!) ее можно смело дать, но только почаще менять размокшую корку на сухую, чтобы ребенок не отгрыз кусочек и не поперхнулся им. Следите, чтобы ребенок не грыз игрушки крашеные или имеющие острые края. Лучше всего купить
ему в аптеке специальное цветное колечко, которое удобно держать в руке. Колечко следует часто мыть, а если оно упало на пол обдавать кипятком. Такие же колечки кста­ти, можно использовать и для заня­тий гимнастикой.

Приятно смотреть на уравнове­шенного ребенка, всегда бодрого. улыбающегося, всем довольного. Но какое мучение, если малыш кап­ризен! Укладывают его спать, а он плачет, засыпает с трудом; хотят накормить — отворачивается от ложки, не ест, выносят гулять ­ вертится на руках и всем своим видом показывает, что прогулка ему не в радость.

Почему так получается? Быва­ют, конечно, дети особо нервные, возбудимые, беспокойные. Но чаще всего трудности возникают, если ребенка воспитывают без режима.

Врачи не случайно настаивают на соблюдении распорядка дня: режим не только обеспечивает наи­лучшие условия для удовлетворения физиологических потребностей ребенка, но в какой-то мере и регу­лирует их. Малышу нервному он необходим особенно, ибо четкий ритм жизни — самое лучшее сред­ство для воспитания уравновешенно­сти.

Прежде всего ребенок должен быть вовремя накормлен, а сытый, он активно бодрствует. Для правильного психичес­кого развития ребенка очень важно, чтобы он бодрствовал именно после, а не до кормления. Ведь голодный, он если даже и не плачет, то бывает вялым, пассивным, недо­статочно живо интересуется окру­жающим. А время бодрствования­ это время познания!