Нач­нем, как обычно, с «габаритов». Рост мальчиков этого возраста в среднем равен 68-72 см, девочек 65-70 см. Вес ­ соответственно 8300-9100 и 7600-8800 г.

Часы кормления остаются преж­ними, но в меню ребенка пора вве­сти новое блюдо суп-пюре из ово­щей на мясном бульоне или на моло­ке.

Когда вы готовите бульон для взрослых, то охотно кладете в него «сахарную» косточку, кусочек гру­динки. Навар получается жирным, а такие жиры организм маленького ребенка еще не способен усвоить. Вот почему детям готовят отдельно.

Для детского бульона возьми­те кусочек говядины, телятины, курицы (примерно 100 г), мелко нарежьте, залейте двумя стаканами холодной воды и медленно доведите до кипения. Образовавшуюся пену лучше снять столовой ложкой (че­рез отверстия шумовки она прохо­дит). Варите бульон на слабом огне примерно около часа, затем проце­дите и слегка (не так, как для взро­слых!) посолите. Ни лавровый лист, ни другие специи класть не надо.

Бульон заправьте тушенными в малом количестве воды и протер­тыми через сито овощами. Старай­тесь использовать овощи самые раз­нообразные — морковь, цветную капусту; репу, молодую стручковую фасоль, зеленый горошек. Заправ­ленному бульону дайте еще раз вскипеть. Можно вместо овощей засыпать в бульон немного манной крупы, растертый крутой желток.

Мясной бульон чередуйте с веге­тарианским овощным супом-пюре (в него положите 5 г свежего сливоч­ ного масла), овощным супом на молоке.

Обычно суп нравится детям, но давать его надо немного (50 г), иначе малыш откажется от второго, более калорийного блюда. На вось­мом месяце пора уже есть полный обед из трех блюд: суп, овощное пюре (130 г), фруктовое пюре или сок (20 г).

К обеду надо дать и кусочек подсушенного белого хлеба. Сна­ чала малыш будет его сосать, затем чуть-чуть откусит. Хлеб необходим, чтобы приучить ребенка жевать и не пугаться, не делать рвотных движе­ний, если в рот попадает твердый
комочек пищи. Жевание укрепляет десны и зубы. Чем быстрее малыш научится жевать, тем меньше хло­пот будет у вас, когда он подрастет и придет время перевести его на об­щий стол.

Чтобы ребенок учился жевать, можно давать ему на третье, не пюре, а четверть очищенного от кожицы и косточек яблока. Обычно в этом возрасте у детей уже прореза­ются два нижних резца, и они сво­бодно грызут яблоко. А те, у кого
еще нет зубов, прекрасно обходятся с помощью десен.

Ребенок, рано научившийся жевать, не станет сосать свои паль­цы, что так свойственно многим малышам. Некоторые из них тянут в рот воротник рубашки, рукав, про­стынку. Если вы заметите у вашего ребенка такие пристрастия, старай­тесь отвлечь его внимание. Всегда легче пресечь в самом начале дур­ную привычку, чем избавиться от нее, когда она закрепилась.

Ребенок стал уже достаточно взрослым, чтобы навсегда рас­статься с бутылочкой и соской.

Сок, а затем и молоко, кефир начинайте давать ему из чашки, Для первого раза выберите тот сок, который он пьет охотнее всег0. Поднесите чашку к губам ребенка и влейте в его рот немного сока. Сле­дующий глоток он уже сделает сам.
Затем дайте малышу подержаться за чашку руками, но и сами держите ее иначе она быстро окажется на полy. Постепенно ваша помощь будет нужна ему все меньше и мень­ше.

Самостоятельность ребенка очень заметно проявляется во время еды. Он сам держит хлеб, чашку, а скоро получит и ложку. Необходимо еще тщательнее следить за чис­тотой его рук. Перед едой хорошо вымойте их с мылом и вытрите
насухо чистым полотенцем. Естест­венно, у ребенка должно быть отдельное маленькое полотенце, мягкое, легко впитывающее влагу. Менять его надо не реже чем через день.

Перед едой подвяжите ребенку клеенчатый фартучек, а поверх ­ матерчатую салфетку; не забывайте почаще вытирать его губы и щеки, чтобы он не оставался до конца обеда измазанным и привыкал опрятно есть.

На столе не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от еды. Не надо ни игрушек, ни сказок, ни уго­воров. И не ставьте на стол сразу все три блюда: увидев сладкий сок, ребенок вряд ли захочет есть второе или суп.

Грудью необходимо кормить теперь 2 или 3 раза. Если молока хватает только на утреннее и вечернее­ кормления, то дневное посте­нно замените кефиром, или цель­ным молоком (200 г) с печеньем или сухариком. Печенье лучше давать
бисквитное, оно приятно на вкус, быстро размокает во рту, и ребенку­ легко поэтому его проглотить.

Разнообразьте меню сезонными фруктами. Всем детям нравится нежная, сочная мякоть арбуза. Дать его можно столько, сколько вы обычно даете фруктового пюре, т. е. 20-30 г. Для приготовления пюре хороши и спелые сливы, но знайте, что иногда они оказывают послабляющее действие. Если вы хотите дать малышу грушу, выбе­рите самую спелую и мягкую, чтобы не чувствовались крупинки. Детям склонным к запорам, груши лучше не давать.

Режим дня остается прежним. Некоторые дети на восьмом месяце уже не желают спать днем третий раз. Но все-таки вам надо стараться сохранить этот сон. Перед тем как укладывать ребенка, не разговари­вайте с ним громко, не возбуждайте
новыми впечатлениями; уложив, прикройте занавеской окно, чтобы в комнату не попадал солнечный свет, выключите телевизор, уберите игруш­ки.

Многие дети долго ползают, ворочаются в постели, прежде чем уснуть. Чтобы одеяло не сползло, сделайте петли изрезинок, кото­рыми его можно пристегнуть к матрасику. Пора уже приобрести и свободную ночную рубашку. Она должна быть длинной, чтобы полно­стью прикрывать ножки, на пугови­цах или завязках внизу — вроде спального мешка.

Как только ребенок просыпает­ся, его следует подержать над горш­ком.

Дети этого возраста уже хорошо разбираются в интонациях голоса. Ребенок понимает строгий тон, когда что-либо запрещают, и ласко­вый, когда хвалят и поощряют. Этим вы можете пользоваться. Заботливое, вдумчивое отношение
родителей помогает правильному формированию характера.

Ни одно из умений не приходит к ребенку само по себе все физи­ческое и психическое развитие зави­сит от окружающих условий, от соответствующей «учебы», трени­ровки, т. е. от ваших усилий. Но пожалуй, ни в чем эта зависимость не проявляется так ярко, как в ста­новлении речи.

В раннем детстве мать — самый­ частый собеседник ребенка, и то, когда и как он заговорит, во многом зависит именно от нее.

Ребенок должен получать разно­сторонние впечатления; постепенно его знакомят с новыми предметами, увеличивают маршруты прогулок. Старайтесь по-прежнему много разговаривать с ним, развивая понима­ние речи и подражание звукам. Ес­ли вы занимались с малышом, как мы предлагали раньше, он научил­ся вьшолнять ваши несложные просьбы подавать руку, прощать­ся, находить знакомые предметы. Предложите теперь ребенку новую игру «прятки». Стоит вам закрыть лицо косынкой или спря­таться за спинку стула и потом пока­заться, как он начнет весело смеять­ся.

Ребенок научился свободно пол­зать, вставать на четвереньки. Он умеет долго (несколько минут) ровно стоять, если его поддержи­вают за обе руки. Теперь пора учить его вставать на ножки, держась за опору. Для этого на барьере манежа
покажите яркую игрушку и помо­гите малышу подтянуться к ней, дер­жась за барьер. Сначала он сможет встать только на колени, а затем и на ножки.

К восьми месяцам многие дети умеют самостоятельно садиться. Одни сидят устойчиво, другие очень быстро «заваливаются» на живот, или вбок. Если так получается у вашего малыша, не беспокойтесь вскоре он сможет сидеть без опоры, занимаясь игрушками.

Кстати, об игрушках. Когда их много, внимание ребенка рассе­ивается; вначале это обилие возбу­ждает его, а затем он устает и начи­нает капризничать. Вы, не поняв, в чем дело, даете ему новые игрушки, и все повторяется сначала.

Пусть в манеже будет только мячи две-три некрупные погремушки, фигурки животных, которые удобно взять в руку. Положите их в разных углах. Это будет побуждать ребенка к передвижению и развлекать его. В следующее бодрствование замените прежние игрушки на новые. Можно уже приобрести матрешку, склады­вание которой требует более слож­ных координированных движений. Сначала покажите ребенку как надо обращаться с такой игрушкой,
потом дайте повозиться с ней. Все игрушки надо хранить в специально выделенной коробке с крышкой.

Не забывайте о закаливании и продолжайте заниматься физкульту­рой. К прежним, уже знакомым упражнениям добавьте следующие.

Поднимание выпрямленных ног. Исходное положение на спине. Обхватите голени ребенка, так чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени. Осталь­ными пальцами фиксируйте колени. Поднимите выпрямленные ноги
ребенка до вертикального положе­ния и опустите их. Повторить 4-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы живота и ног.

«Плавание». Исходное положе­ние на животе. Пусть ребенок обхватит ваши указательные паль­цы. Руки его должны быть выпрям­лены, голова слегка приподнята над столом. Сгибая руки ребенка в лок­тях и прижимая их к бокам, отведите плечи ребенка назад до наибольшего сближения лопаток. Повто­рить 2 раза. Упражнение укрепляет мышцы спины и плечевого пояса.

Упражнение «вставание на нож­ки», описанное ранее, несколько измените. Побуждайте ребенка вставать на колени и на ножки из исходного положения на животе, но придерживайте малыша не под мышки, а дайте ему покрепче обхва­тить ваши указательные пальцы.

Упражнение «сядь-ложись» вы­ полняйте по-прежнему, но придер­живайте ребенка не за обе руки, а за одну.

Опыт показывает, что иногда взрослые недооценивают возрос­шую активность ребенка, а ведь он уже не тот беспокойный малыш, который не мог сам изменить свое положение, достать что-нибудь. Помня об этом, неизменно соблю­дайте «технику безопасности».

Прежде чем укладывать ребенка в манеж, проверьте, не попали ли туда случайно отломившиеся части игру­шек, бусины, иголки хвои. Все это он может взять в рот. Не оставляйте рядом с манежем или кроваткой ваше шитье с иголкой, вязанье со спицами, ножницы, горячий утюг, чайник. К этим предметам он потя­нется, а последствия нетрудно себе представить.