Этот вопрос, как нам представляется, имеет два аспекта. Один касается взаимоотно­шений супругов, другой — взаимо­отношений детей и родителей. Кто они «окружающие», о которых идет речь? Это родственники со сто­роны мужа и жены, сослуживцы, знакомые, друзья, соседи, школь­ные учителя и соученики детей.

Заключение повторного брака, особенно если имеются дети от пре­дыдущего брака, обычно вызывает особого рода внимание окружа­ющих. Здесь, пожалуй, чаще, чем при первом браке, можно почув­ствовать нездоровое любопытство, тревогу за благополучие новой семьи, скрытое или явное неодобре­ние, даже насмешку в адрес одного или обоих супругов. К сожалению, боязнь реального или только пред­полагаемого такого нескромного внимания окружающих может ска­заться на поведении и чувствах ново­брачных, особенно людей с легко­ уязвимым самолюбием. Осудить могут за «поздний» брак, за нерав­ный брак, за предполагаемые мотивы брака, за действительное или мнимое ущемление чьих-либо интересов. Пищу для подобных пересудов повторный брак дает зна­чительно чаще, чем первый.

При заключении повторных бра­ков могут усложниться отношения с родственниками, поскольку иногда сохраняются контакты по линии первого брака: родители первого супруга поддерживают контакты с внуками, взрослые дети от первого брака общаются со своим родителем и т. д.

Таким образом, у супругов в повторном браке может возникнуть дополнительное психологическое напряжение из-за необходимости противостоять давлению мнения окружающих. Но подобная ситуация далеко не всегда возникает, а если и возникает, то ее роль не столь уж велика и значит, вероятно, для супругов не более, чем обыкновен­ная недоброжелательность или мел­кие стычки, которых трудно вообще избежать человеку.

Более серьезен вопрос о детях. Они более ранимы, чем взрослые, они беззащитны против недоброго вмешательства со стороны. Напри­мер, если девочку воспитывает мачеха, то не исключаются всячес­кие домыслы досужих людей. Какое-либо их неосторожное выска­зывание, бестактный вопрос могут вызвать безосновательные обиду, подозрительность, недоверие со сто­роны ребенка. Поэтому важно по возможности оградить детей от подобных влияний. А главное самой системой воспитания зало­жить в детях своеобразное противо­ядие против болезненной реакции на некоторые суждения, высказанные окружающими.