Этот вопрос, как нам представляется, имеет два аспекта. Один касается взаимоотношений супругов, другой — взаимоотношений детей и родителей. Кто они «окружающие», о которых идет речь? Это родственники со стороны мужа и жены, сослуживцы, знакомые, друзья, соседи, школьные учителя и соученики детей.
Заключение повторного брака, особенно если имеются дети от предыдущего брака, обычно вызывает особого рода внимание окружающих. Здесь, пожалуй, чаще, чем при первом браке, можно почувствовать нездоровое любопытство, тревогу за благополучие новой семьи, скрытое или явное неодобрение, даже насмешку в адрес одного или обоих супругов. К сожалению, боязнь реального или только предполагаемого такого нескромного внимания окружающих может сказаться на поведении и чувствах новобрачных, особенно людей с легко уязвимым самолюбием. Осудить могут за «поздний» брак, за неравный брак, за предполагаемые мотивы брака, за действительное или мнимое ущемление чьих-либо интересов. Пищу для подобных пересудов повторный брак дает значительно чаще, чем первый.
При заключении повторных браков могут усложниться отношения с родственниками, поскольку иногда сохраняются контакты по линии первого брака: родители первого супруга поддерживают контакты с внуками, взрослые дети от первого брака общаются со своим родителем и т. д.
Таким образом, у супругов в повторном браке может возникнуть дополнительное психологическое напряжение из-за необходимости противостоять давлению мнения окружающих. Но подобная ситуация далеко не всегда возникает, а если и возникает, то ее роль не столь уж велика и значит, вероятно, для супругов не более, чем обыкновенная недоброжелательность или мелкие стычки, которых трудно вообще избежать человеку.
Более серьезен вопрос о детях. Они более ранимы, чем взрослые, они беззащитны против недоброго вмешательства со стороны. Например, если девочку воспитывает мачеха, то не исключаются всяческие домыслы досужих людей. Какое-либо их неосторожное высказывание, бестактный вопрос могут вызвать безосновательные обиду, подозрительность, недоверие со стороны ребенка. Поэтому важно по возможности оградить детей от подобных влияний. А главное самой системой воспитания заложить в детях своеобразное противоядие против болезненной реакции на некоторые суждения, высказанные окружающими.