Попробуйте в конце рабочего дня обратиться к сослуживцам с предложением сразу после работы пойти в кино или на выставку. Пожалуй, безошибочно можно предположить, что безучастные, а порой и укоризненные взгляды вызовет подобное предложение у семейных женщин, имеющих детей. Именно эта категория женщин практически всегда испытывает ощущение недостатка свободного времени. Не секрет, что время «истинной свободы» наступает у них далеко не сразу после непосредственного окончания рабочего дня. Дома ждет семья, дети, а это значит: по дороге домой необходимо что-то купить, забрать ребенка из детсада или «продленки», а то и отыскать бегающих во дворе с дpузьями сына или дочь и усадить за уроки, затем приготовить, накормить, убрать, встретить мужа …
Объем времени, которым мать семейства может располагать по своему усмотрению, посвятить его отдыху, развлечениям, занятиям с детьми, своему физическому и духовному развитию, ограничен в среднем 20 часами в неделю, что в 1,5 раза меньше времени ее отдыха в додетном периоде семейной жизни. Более того, это примерно в 3 раза меньше ее суммарной трудовой нагрузки на работе и дома. Справедливо отметить, что сегодняшнее соотношение времени труда и отдыха у женщин, находящихся на центральном, родительском этапе развития семьи, достаточно красноречиво свидетельствует о том, что на восстановление сил и совершенствование личности у них затрачивается время, неадекватное степени физической и эмоциональной усталости, накопленной в процессе профессионального и домашнего труда.
Сказывается это и на самом характере свободного времяпрепровождения. Прежде всего продолжает усиливаться его домашняя направленность. Практически 90 %времени отдыха и культурного развития матерей семейств так или иначе ограничено рамками домашнего мира. И это время она тратит на телевизор и общение с родственниками. Почему она предпочитает отдыхать дома? Здесь несколько причин: усталость, невозможность оставить детей, так как за ними некому присмотреть …
На этом этапе семейной жизни у женщин значительно уменьшается общий объем свободного времени, включая практически все виды досуга, кроме времени, уделяемого просмотру телепередач. Оно возрастает как по отношению к предшествующему, начальному этапу развития семьи (в среднем примерно с 7 до 9 часов в неделю), так и чуть ли не вдвое на самом родительском этапе по сравнению с истекшими 10-15 годами. Значит, если возникает потребность в каком-либо виде отдыха, развлечения, то изыскивается возможность, в том числе и время, для ее удовлетворения. И скорее всего именно легкость, отсутствие каких-либо усилий, кроме нажатия пульта, ежедневная доступность, образность информации, которую дарит домашний экран, превращают телевидение в доминирующую форму культурного развития.
Нынешний теледосуг по не только и не столько вынужденный способ отдыха, сколько сложившийся стиль, тип поведения, формирующий и определяющий отношение к отдыху в частности и строю жизни в целом. К примеру, непосредственяому общению с детьми, играм, занятиям с ними, совместным походам в театр, кино, на прогулки матери уделяют в среднем около 4 часов в неделю, а телевидению — в 2-2,5 раза больше. Даже сказку на ночь детям читает или рассказывает теперь в большинстве случаев телевидение, ставший же чуть ли не членом семьи! Спора нет! На пути организации досуга матерей семейств, да и родителей вообще, сегодня существует еще множество препятствий. Строгое предупреждение «Детям до 16 лет не разрешается!» присутствует на афишах кинотеатров, на театральных билетах, в экскурсионных путевках и т. д. Однако изменить существующее положение призваны сами родители, активизировав свою жизненную позицию. В этом плане совместное участие родителей и детей в озеленении дворов, строительстве спортивных площадок и организации малых стадионов по месту жительства, семейные туристические походы выходного дня, знакомство с музеями, историческими и культурными достопримечательностями родного края, участие в движении за охрану и восстановление каких-либо из них и многое-многое другое являются не просто и не только способами отдыха, физического и духовного развития как родителей, так и детей, но и проявлением жизненной позиции старшего поколения выражением их общественной активности, ответственности за нравственное состояние и судьбу младшего поколения.