Факт запо­минания во сне был подмечен очень давно. Педагоги Древней Гре­ции нашептывали ночью своим уче­никам то, что трудно усваивалось днем. Этим методом пользовались буддийские священники и индийские факиры. В 1923 г. появились сооб­щения о том, что в военно-морской школе США во Флориде успешно обучают курсантов телеграфному коду во сне. В течение ночи через наушники они слушали то, что пред­ стояло запомнить. Утром, просыпа­ясь, молодые люди наизусть отве­чали не выученный урок. В 1952 г. аналогичный успешный экспери­мент был проведен с летчиками во Франции. Некоторое время спустя появились многочисленные сенса­ционные сообщения об обучении во время сна иностранным языкам. Казалось бы, чего лучшего могло ждать человечество — появился еще один прекрасный способ запомина­ния. Правда, одновременно и у пре­подавателей, и у врачей возникал вопрос: не вредна ли гипнопедия (так назвали процесс обучения во сне), не нарушает ли она отдых нервной системы?

Исследования недавних лет быстро охладили интерес к обуче­нию во сне. Оказалось, что запоми­нание возможно лишь во время поверхностных стадий сна, т. е. по существу в период дремотного состояния. Информация, поступившая в течение глубоких фаз сна, остается в памяти всего несколько секунд. Дело в том, что после засы­пания происходит процесс закрепле­ния или консолидации того материа­ла, который поступил в мозг во время бодрствования. Если же в этот период поступает новая инфор­мация, запоминание нарушается, его эффективность резко падает. Ис­следователи установили, что мате­риал, выученный 8 часов назад, со­храняется в памяти гораздо луч­ше, если эти часы человек проводил во сне.

Анализируя специальные иссле­дования и опыт изучения во сне ино­странных языков, азбуки Морзе и т. п., ученые пришли к выводу, что такой педагогический метод может повредить здоровью, особенно он опасен для растущего организма. При обучении во сне его структура резко меняется и серьезно наруша­ются процессы переработки инфор­мации. Поэтому обучение во сне не нашло применения ни в школе, ни в других учебных заведениях.