Еще один вариант неумения ограничить себя во имя детей — благонамерения, не подкре­пленные конкретными делами. Таково про явление псевдолюбви к детям. Родители утверждают, что хотят воспитать хорошего человека, но фактически ребенок растет сам по себе. Отец и мать заверяют, что желают увидеть сына счастливым, но очень мало делают для того, чтобы привить ему полезные навыки и качества, без которых нельзя достичь благополучия. Они считают, что заботятся о его здо­ровье, насильно ограничивая в пище, вместо того чтобы закалять и обучать управлять собой.

Некоторые отцы и матери при­нимают за чувство любви привязан­ность к ребенку. В таком случае ребенка не любят, в нем нуждаются, поскольку он служит средством удовлетворения той или иной потребности взрослого человека. Например, женщина обзаводится ребенком, чтобы не быть одинокой, чтобы с его помощью укрепить семью, удержать любимого мужчи­ну. Сын или дочь становятся сред­ством достижения личной цели, пла­нирования судьбы.

Наиболее устойчива иллюзия любви к ребенку в тех случаях, когда он становится частью психо­логического механизма существова­ния личности родителя. Ребенок воспринимается как необходимое условие достижения психологичес­кого комфорта. Например, некото­рые отцы и матери вымещают на детях свое подавленное, оскорблен­ное Я: жизнь их не принимает, и они утверждают себя в отношениях с детьми. Мать-эгоистка добивается от ребенка уважения, подчинения или нежности, чтобы ощутить пси­хологический комфорт. Отец­ деспот нуждается в непослушном, упрямом сыне, на котором он мог бы периодически проявлять отрица­тельные свойства своего характера. Сентиментальная натура ищет в ребенке объект для излияния эмо­ций и чувства. Не любят своих детей люди-собственники. Чувство соб­ственности у них распространяется и на другого человека, у них нет чув­ства дистанции между собой и ребен­ком. Чувство собственности (мой сын, моя дочь) подменяет у них любовь и дружбу — высшие ступени эволюции эмоций человека; соб­ственник не может быть партнером.

Наконец, нежелание ограничить себя во имя детей проявляется и в том, что родители мало уделяют детям свободного времени. У жен­щин его практически нет, следова­тельно, расходовать его приходится экономно и с умом. Исследования показали, что на общение с детьми матери-работницы выкраивают в будни в среднем около 12 мин. У мужчин свободного времени значи­тельно больше, но они проводят его в основном не с детьми.