Система нрав­ственных ценностей складывается в обществе на основе его эко­номических и социальных отноше­ний, зависит от степени развития духовной культуры народа.

От того, какими ценностными ориентирами руководствуется в своей повседневной жизни семья, что она считает наиболее важным и определяющим в жизни, а что ­ второстепенным, незначительным, зависит и нравственный мир расту­щих в семье детей. И хотя каждое поколение вносит в систему нрав­ственных ценностей что-то свое, есть и устойчивая иерархия таких ценностей, передающаяся от поко­ления к поколению.

Есть элементарные нравствен­ные ценности, имеющие общечело­веческий характер, которые дети должны, как говорится, впитать с молоком матери: ценность челове­ческой жизни и недопустимость убийства, защита чести и достоин­ства личности, забота о слабых, без­нравственность посягательства на честь женщины, уважение к стар­шим, нравственная защищенность детей.

Вместе с тем в сознании значи­тельной части населения в послед­ние десятилетия распространяются нравственные ориентиры так назы­ваемого потребительского обще­ства, среди которых на первый план выдвигаются материальное обога­щение, удовольствия, развлечения и т. п.

Социологические исследования, опросы молодежи свидетельствуют, что интересы общества, ценности труда, образования граждане нашей страны неизменно выдвигают на первый план. Большое место среди ценностных ориентиров занимают создание собственной семьи, рожде­ние и воспитание детей, материаль­ная обеспеченность, здоровье; дружба и товарищество. Те же исследования показали, что вплоть до окончания высшей школы моло­дые люди сохраняют в основном ту систему ценностных ориентаций, которая сложилась у них в рамках родительской семьи. Таким обра­зом, нравственные ценности семьи обладают большой устойчивостью, и тем ответственнее роль семьи в формировании духовного богатства, нравственных качеств детей и молодежи.