В ответ на, мягко говоря, не педаго­гическое отношение дети выну­ждены приспосабливаться к такой обстановке, вырабатывать в себе специфическую форму поведения. У ребенка может сформироваться комплекс неполноценности — он привыкает к мысли, что глуп, нело­вок, некрасив или аморален. В даль­нейшем он может вести себя по-раз­ному. Например, действовать по заданной схеме, т. е. продолжать играть в пьесе жизни роль, которую отвели ему родители. В соответ­ствии с их оценкой он, став подрост­ком, юношей, взрослым, прикиды­вается глупым, неуклюжим, физи­чески или нравственно дефектив­ным, а иногда даже гордится недо­статками, чтобы хоть как-то уменьшить свои переживания. Ребенок может действовать в форме проте­ста — восстать против унижений, оскорблений и прочих негативных оценок. Психологическая зашита проявляется в грубости, упрямстве, отрицании авторитета отца или матери, избегании дома и даже в ненависти к родителям. Ребенок способен мстить «благополучным» детям — комплекс неполноценно­сти, проявляющийся в зависти к сверстникам, которых хвалят, кото­рыми довольны, в повышенной кон­фликтности с «хорошими» детьми.

Таким образом, родители своим недостойным отношением к ребенку провоцируют негативные следствия в его поведении. После этого в семье, как правило, начинается новый круг взаимоотношений: те­перь родители недовольны поведе­нием ребенка, которое сами же спровоцировали. Можно обозначить несколько негативных типов взаи­мовлияния родителей и детей.

Утрированные отношения. Из­лишне подчеркнутые, слишком акцентированные отношения роди­телей к ребенку обусловливают появление у него нежелательных или дефектных свойств личности, негативных форм поведения. В свою очередь это приводит к появлению новых утрированных образцов отно­шения к нему родителей.

Агрессивные отношения. Недоб­рожелательность, грубость, рез­кость родителей побуждают ребен­ка проявлять соответствующую ответную реакцию, что становится причиной новой агрессии со сто­роны отца и матери. В некоторых случаях агрессия не затухает на про­тяжении длительного времени, а ее амплитуда увеличиваться в процессе общения.

Соглашательские отношения. Родители демонстрируют подчиня­ющий стиль отношений, добиваются от ребенка беспрекословного пови­новения, выполнения любых требо­ваний. Нередко воспитуемый во всем покорно соглашается с родите­лями, делая это искренне или в угоду им. Тем самым у отца и матери укре­пляется потребность в подобострас­тии, угодничестве со стороны ребен­ка.

Образцы отношений, обуслов­ленных комплексами личности. Это случай, когда комплексы родителей пробуждают к жизни комплексы у детей, что становится причиной углубления имеющихся у родителей комплексов или появления новых. Например, родители постоянно недовольны ребенком, критикуют, ругают его. Осознание отличий от сверстников, чувство неполноценно­сти вызывают у детей, начиная с детского сада и особенно в школе, защитные реакции. Они обычно держатся в стороне, не умеют посто­ять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный ответ при внезапном обра­щении к ним, легко теряются. Такое поведение ребенка провоцирует некоторых окружающих, включая родителей, проявлять стремление к доминированию, ставить его в зави­симое положение.

Непоследовательные отноше­ния. Позиция родителей отличается небрежностью, попустительством или непродуманностью. Требования к ребенку то неоправданно суровы, то мягки, за проступок могут нака­зать или тот же проступок оставить без внимания. При подобных отно­шениях у ребенка не складываются четкие представления об обязанно­стях и нормах поведения, он не знает, чего следует ожидать от роди­телей в том или ином случае.

Обстановка в государстве, порождает новые со­циально-психологические явления и в семейных отношениях. В частно­сти, они становятся все более персо­нифицированными, т. е. в них все отчетливее проявляется личностное начало, индивидуальность каждого члена семьи. Супруги, родители и дети стремятся проявить свою само­стоятельность и независимость, тре­буют уважения к себе, хотят выра­зить собственное мнение, настоять на своем решении, проявить волю к воплощению замыслов и достиже­нию личных целей.

В целом персонификация явление демократическое, но его распространение должно сопрово­ждаться повышением уровня нрав­ственности в семейных отношениях, уважения к личности другого. В про­тивном случае она дестабилизирует семью, ибо каждый старается утвер­диться за счет другого, игнорирует интересы, ценности, привычки и желания совместно живущих людей.

При завышенном уровне персо­нификации и сниженном уровне нравственности члены семьи не спо­собны соблюдать необходимые нормы и порядок, ибо каждый делает для себя исключение. Появ­ляется чувство «хорошести», «пра­ведности» , «без греховности», крити­канский настрой, стремление к оппозиционности. Нередко излиш­няя персонифицированность приво­дит к идеализации партнера до брака и разочарованию в нем после обра­зования семьи. Нередко идеализиру­ется не только брачный партнер, но и супружеские отношения. Вступая в брак, многие в силу некритичности и завышенных притязаний рассчи­тывают на бесконфликтную, психо­логически уютную жизнь. Всякое несовпадение характеров, привычек и ценностей переживается эмоционально, акцентированно. В то время как психологическая несовмести­мость — норма на ранних этапах демократического брака, в который вступают люди, разные по уровню образования, культуры, с разными интересами и принципами жизни.