В ответ на, мягко говоря, не педагогическое отношение дети вынуждены приспосабливаться к такой обстановке, вырабатывать в себе специфическую форму поведения. У ребенка может сформироваться комплекс неполноценности — он привыкает к мысли, что глуп, неловок, некрасив или аморален. В дальнейшем он может вести себя по-разному. Например, действовать по заданной схеме, т. е. продолжать играть в пьесе жизни роль, которую отвели ему родители. В соответствии с их оценкой он, став подростком, юношей, взрослым, прикидывается глупым, неуклюжим, физически или нравственно дефективным, а иногда даже гордится недостатками, чтобы хоть как-то уменьшить свои переживания. Ребенок может действовать в форме протеста — восстать против унижений, оскорблений и прочих негативных оценок. Психологическая зашита проявляется в грубости, упрямстве, отрицании авторитета отца или матери, избегании дома и даже в ненависти к родителям. Ребенок способен мстить «благополучным» детям — комплекс неполноценности, проявляющийся в зависти к сверстникам, которых хвалят, которыми довольны, в повышенной конфликтности с «хорошими» детьми.
Таким образом, родители своим недостойным отношением к ребенку провоцируют негативные следствия в его поведении. После этого в семье, как правило, начинается новый круг взаимоотношений: теперь родители недовольны поведением ребенка, которое сами же спровоцировали. Можно обозначить несколько негативных типов взаимовлияния родителей и детей.
Утрированные отношения. Излишне подчеркнутые, слишком акцентированные отношения родителей к ребенку обусловливают появление у него нежелательных или дефектных свойств личности, негативных форм поведения. В свою очередь это приводит к появлению новых утрированных образцов отношения к нему родителей.
Агрессивные отношения. Недоброжелательность, грубость, резкость родителей побуждают ребенка проявлять соответствующую ответную реакцию, что становится причиной новой агрессии со стороны отца и матери. В некоторых случаях агрессия не затухает на протяжении длительного времени, а ее амплитуда увеличиваться в процессе общения.
Соглашательские отношения. Родители демонстрируют подчиняющий стиль отношений, добиваются от ребенка беспрекословного повиновения, выполнения любых требований. Нередко воспитуемый во всем покорно соглашается с родителями, делая это искренне или в угоду им. Тем самым у отца и матери укрепляется потребность в подобострастии, угодничестве со стороны ребенка.
Образцы отношений, обусловленных комплексами личности. Это случай, когда комплексы родителей пробуждают к жизни комплексы у детей, что становится причиной углубления имеющихся у родителей комплексов или появления новых. Например, родители постоянно недовольны ребенком, критикуют, ругают его. Осознание отличий от сверстников, чувство неполноценности вызывают у детей, начиная с детского сада и особенно в школе, защитные реакции. Они обычно держатся в стороне, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный ответ при внезапном обращении к ним, легко теряются. Такое поведение ребенка провоцирует некоторых окружающих, включая родителей, проявлять стремление к доминированию, ставить его в зависимое положение.
Непоследовательные отношения. Позиция родителей отличается небрежностью, попустительством или непродуманностью. Требования к ребенку то неоправданно суровы, то мягки, за проступок могут наказать или тот же проступок оставить без внимания. При подобных отношениях у ребенка не складываются четкие представления об обязанностях и нормах поведения, он не знает, чего следует ожидать от родителей в том или ином случае.
Обстановка в государстве, порождает новые социально-психологические явления и в семейных отношениях. В частности, они становятся все более персонифицированными, т. е. в них все отчетливее проявляется личностное начало, индивидуальность каждого члена семьи. Супруги, родители и дети стремятся проявить свою самостоятельность и независимость, требуют уважения к себе, хотят выразить собственное мнение, настоять на своем решении, проявить волю к воплощению замыслов и достижению личных целей.
В целом персонификация явление демократическое, но его распространение должно сопровождаться повышением уровня нравственности в семейных отношениях, уважения к личности другого. В противном случае она дестабилизирует семью, ибо каждый старается утвердиться за счет другого, игнорирует интересы, ценности, привычки и желания совместно живущих людей.
При завышенном уровне персонификации и сниженном уровне нравственности члены семьи не способны соблюдать необходимые нормы и порядок, ибо каждый делает для себя исключение. Появляется чувство «хорошести», «праведности» , «без греховности», критиканский настрой, стремление к оппозиционности. Нередко излишняя персонифицированность приводит к идеализации партнера до брака и разочарованию в нем после образования семьи. Нередко идеализируется не только брачный партнер, но и супружеские отношения. Вступая в брак, многие в силу некритичности и завышенных притязаний рассчитывают на бесконфликтную, психологически уютную жизнь. Всякое несовпадение характеров, привычек и ценностей переживается эмоционально, акцентированно. В то время как психологическая несовместимость — норма на ранних этапах демократического брака, в который вступают люди, разные по уровню образования, культуры, с разными интересами и принципами жизни.