Имеется в виду ограниченность контактов, общения, обмена информацией. Молча едят за общим столом, молча смотрят телевизор, отделываясь отрывочными замечаниями. Атмосфера тягостная и отчужденная, будто это вовсе не родные люди, а случайные и неприятные друг другу попутчики в поезде.
Проявляется все та же нетерпимость друг к другу, а кроме того, сказывается эффект «навязанности отношений», характерный для современной семьи. Он обусловлен малочисленностью ее членов и спецификой жилища. В прошлом продолжением дома были дворовые постройки, огород и даже прилегающая улица. Значительную часть времени дети проводили вне дома и были предоставлены сами, себе. Иная обстановка сегодня. Ограниченность жилищного пространства, плохая звукоизоляция, отсутствие у ребенка своей комнаты — все эти факторы приводят к тому, что стирается грань между жизнью взрослых и детей, детство растворяется в прозе быта, в идеологии практицизма. Сегодня происходит раннее «рассекречивание» детьми повседневности, столкновение со взрослыми проблемами, о которых не ведали люди в прошлом. Трансформировалось прежнее детство с незатейливыми проблемами, но есть подсмотренные, подслушанные взрослые проблемы, прошедшие сквозь призму детского восприятия. В зону внимания легко попадают и конфликты родителей, и примеры безразличия, озлобления, цинизма, агрессии. Взрослым необходимо строго контролировать свои слова и поступки; что является одним из условий формирования в семье гуманистического потенциала личности.
Поскольку жилище ограничено в пространстве и члены семьи взаимодействуют на считанных квадратных метрах, каждый невольно «навязывает» себя другому и каждый в известной степени лишен самостоятельности, находясь под давлением присутствующих. Такова взаимосвязь жилищной среды и психологии семейного общения. Особенно достается детям: от них требуют, их поучают, приструнивают, призывают к порядку. Бсе норовят командовать — мать и отец, бабушка и дедушка.
Как следствие — дети «защищаются» молчанием, погружением. в себя. Повысил ась степень приспособляемости детей к взрослым обитателям квартиры, степень взаимной ассимиляции, духовной и физической зависимости. Дети часто вынуждены сдерживать свои естественные эмоциональные порывы, самостоятельные действия, живя чувствами и умом взрослых. В таких условиях родители невольно подавляют детское Я, делают его зависимым и неустойчивым. Хорошо, когда в семье устанавливаются непринужденные, доброжелательные отношения, можно пошуметь, посмеяться, переброситься шуткой, спросить, что захочется, высказать свою точку зрения. Все это создает великолепную атмосферу для проявления детской непосредственности и формирования нравственной культуры. Если же постоянно ощущается напряжение, скованность, то постепенно приходит привычка помалкивать, чувствовать одиночество среди близких людей. Взаимодействие становится тягостным, обедняется эмоционально и интеллектуально, ни родители, ни дети не чувствуют радости семейной жизни. Такая обстановка может сделать человека озлобленным, недоверчивым, отчужденным.
В семье мы обычно адресуем друг другу отрывочные фразы, полу-взгляды, полунамеки. Этого стало достаточно для выражения своих требований, желаний и состояний. Задушевный разговор возникает все реже и реже, его заменяет общение с телеэкраном. Избегая многословности, мы экономим физические и психические ресурсы, которые у нас в основном отнимают контакты вне семьи. Иногда мы позволяем себе бурные эмоциональные разрядки, и лишь степень их остроты и частота отличают семью Ивановых от семьи Петровых.
Обсуждая семейные отношения, невозможно обойти проблему любви к детям.