Имеется в виду ограниченность контактов, обще­ния, обмена информацией. Молча едят за общим столом, молча смот­рят телевизор, отделываясь отры­вочными замечаниями. Атмосфера тягостная и отчужденная, будто это вовсе не родные люди, а случайные и неприятные друг другу попутчики в поезде.

Проявляется все та же нетерпи­мость друг к другу, а кроме того, сказывается эффект «навязанности отношений», характерный для сов­ременной семьи. Он обусловлен малочисленностью ее членов и спе­цификой жилища. В прошлом про­должением дома были дворовые постройки, огород и даже прилега­ющая улица. Значительную часть времени дети проводили вне дома и были предоставлены сами, себе. Иная обстановка сегодня. Ограни­ченность жилищного пространства, плохая звукоизоляция, отсутствие у ребенка своей комнаты — все эти факторы приводят к тому, что сти­рается грань между жизнью взро­слых и детей, детство растворяется в прозе быта, в идеологии практициз­ма. Сегодня происходит раннее «рас­секречивание» детьми повседневно­сти, столкновение со взрослыми проблемами, о которых не ведали люди в прошлом. Трансформирова­лось прежнее детство с незатейли­выми проблемами, но есть подсмо­тренные, подслушанные взрослые проблемы, прошедшие сквозь призму детского восприятия. В зону внимания легко попадают и кон­фликты родителей, и примеры без­различия, озлобления, цинизма, агрессии. Взрослым необходимо строго контролировать свои слова и поступки; что является одним из условий формирования в семье гума­нистического потенциала личности.

Поскольку жилище ограничено в пространстве и члены семьи взаимо­действуют на считанных квадратных метрах, каждый невольно «навязы­вает» себя другому и каждый в известной степени лишен самосто­ятельности, находясь под давлением присутствующих. Такова взаимо­связь жилищной среды и психологии семейного общения. Особенно достается детям: от них требуют, их поучают, приструнивают, призы­вают к порядку. Бсе норовят коман­довать — мать и отец, бабушка и дедушка.

Как следствие — дети «защища­ются» молчанием, погружением. в себя. Повысил ась степень приспо­собляемости детей к взрослым оби­тателям квартиры, степень взаим­ной ассимиляции, духовной и физи­ческой зависимости. Дети часто вынуждены сдерживать свои естест­венные эмоциональные порывы, самостоятельные действия, живя чувствами и умом взрослых. В таких условиях родители невольно подав­ляют детское Я, делают его зависи­мым и неустойчивым. Хорошо, когда в семье устанавливаются непринужденные, доброжелатель­ные отношения, можно пошуметь, посмеяться, переброситься шуткой, спросить, что захочется, высказать свою точку зрения. Все это создает великолепную атмосферу для прояв­ления детской непосредственности и формирования нравственной куль­туры. Если же постоянно ощу­щается напряжение, скованность, то постепенно приходит привычка помалкивать, чувствовать одиноче­ство среди близких людей. Взаимо­действие становится тягостным, обедняется эмоционально и интел­лектуально, ни родители, ни дети не чувствуют радости семейной жизни. Такая обстановка может сделать человека озлобленным, недоверчи­вым, отчужденным.

В семье мы обычно адресуем друг другу отрывочные фразы, полу-взгляды, полунамеки. Этого стало достаточно для выражения своих требований, желаний и состо­яний. Задушевный разговор возни­кает все реже и реже, его заменяет общение с телеэкраном. Избегая многословности, мы экономим физические и психические ресурсы, которые у нас в основном отнимают контакты вне семьи. Иногда мы позволяем себе бурные эмоциональ­ные разрядки, и лишь степень их остроты и частота отличают семью Ивановых от семьи Петровых.

Обсуждая семейные отношения, невозможно обойти проблему люб­ви к детям.