Чаще всего болеют дошкольники и учащиеся младших классов, На долю часто болеющих приходится 50-60% всех заболеваний, регистрируемых у детей. Нередко приходится наблюдать такую картину: в детском саду, в школе из-за массовых заболеваний остается лишь несколько самых стойких ребятишек. Ученые определили, что среди детей, которым родители организуют надлежащий режим питания, сна, прогулок и закаливания, часто болеющие которым не уделяется достаточного внимания, количество болеющих увеличивается до 38,8%. К большому сожалению, лишь 64% матерей выполняют профилактические назначения врача, а остальные практически не занимаются оздоровлением и закаливанием своего ребенка.
Ученые убедительно доказали такую немаловажную закономерность: если малыша правильно закаливать, болезни быстро отступают. И даже если он заболевает, то простудные «страдания» быстро заканчиваются, ребенок легче переносит высокую температуру, быстрее выходит из болезни и после выздоровления без труда адаптируется к детскому саду или школе, различным умственным и физическим нагрузкам.
Чтобы ребенок не страдал от простудных заболеваний, необходимо решительно уничтожить все очаги хронической инфекции микробные гнезда в его организме. Надо залечить хронический тонзиллит, заболевания ушей, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, запломбировать зубы и, конечно, в корне изменить отношение к закаливанию и физическим упражнениям.
На семейном совете наметьте план физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом того, чтобы все члены семьи могли принять участие в его выполнении.
Обязательно оборудуйте домашний стадион. Современный спортивный комплекс можно разместить в небольшом уголке, и на нем могут заниматься и родители, и дети. Малыши любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Почаще устраивайте домашние соревнования. Проводить их надо всегда весело, с выдумкой. Ребята с удовольствием занимаются на таком стадионе, тренируя силу, ловкость и выносливость. Во время занятий обязательно открывайте форточку или окно в комнате надо создать здоровую, бодрящую атмосферу.
Физические упражнения в домашних условиях не должны вытеснять физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения на свежем воздухе. Стремитесь использовать все доступные виды физкультурных упражнений на открытом воздухе. Например, оздоровительный бег доступен всем. Он прекрасно развивает выносливость организма, а она играет важнейшую роль в поддержании и здоровья, и нормальной деятельности таких физиологических систем, как сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная и др.
Хорошо закаливает организм вода. Конечно, лучше всего заняться плаванием, но, если этого сделать нельзя, замените его водными процедурами. Начинать лучше всего с влажных обтираний водой комнатной температуры. При этом постепенно, через каждые 2-3 дня, температуру воды снижайте на 10 градусов. Потом можно будет использовать для обтирания холодную воду прямо из-под крана. После влажных обтираний следует растереть ребенка сухим полотенцем. Подготовив таким образом его организм, можно приступать к более сложному и сильному виду закаливания-обливанию. Главное место в этой процедуре занимает закаливание горла и ног. Полоскание горла и обливание ног надо начинать с температуру воды + 25-26 градусов и через каждые 2-3 дня снижать ее ровно на 10С, доведя таким образом температуру воды до + 15-16С. После этого можно перейти к купанию и обливанию, которое надо начинать с температуры воды +34-35 градусов, постепенно снижая ее до + 24-26С.
Наибольший эффект можно получить лишь в том случае, если все оздоровительные мероприятия проводятся систематически, без перерыва (эффект закаленности, если его не поддерживать, исчезает уже через несколько недель), а физические нагрузки и интенсивность закаливающих воздействий увеличиваются постепенно. При этом обязательно следует учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка.
Если мама или папа, дедушка или бабушка, старшие сестры и братья обтираются, обливаются холодной водой — это хороший пример для младших членов семьи.
Но вот болезнь прошла. Учащийся переступает порог своего класса. Однако школьник еще не вполне окреп, он бледен, вял и быстро устает. Как правило, «хвост» болезни со временем бесследно исчезает, но первые дни после перенесенного заболевания ребенок нуждается в особом режиме. Поэтому врачи рекомендуют постепенно включать такого учащегося в активную школьную жизнь. Он должен не только совсем окрепнуть, но и вновь освоиться с учебной обстановкой. В первые дни после болезни не рекомендуется устраивать для таких детей контрольные работы, опросы и т. п. В течение одной-двух недель не должны проводиться И дополнительные учебные занятия после уроков. В первые дни после болезни это ему еще не по силам. И к занятиям в учебных мастерских такой ребенок должен приступать не сразу, После перенесенного острого респираторного заболевания разрешается работать в школьных мастерских только через 7-8 дней, а после ангины — не ранее 10-го дня после прихода в школу.
Ребенку, перенесшему острое респираторное заболевание, обычно разрешается заниматься физкультурой не ранее чем через 1 — 3 недели после возобновления занятий в школе. Сроки освобождения от занятий по физическому воспитанию определяет врач, учитывая характер заболевания, Так, если у школьника имелись какие-либо жалобы со стороны сердца, то в течение полугода исключаются все упражнения на выносливость и занятия, связанные с задержкой дыхания, Важно
уберечь его от переохлаждения.