Чаще всего болеют дошкольники и учащиеся младших классов, На долю часто болеющих приходится 50-60% всех заболева­ний, регистрируемых у детей. Нередко приходится наблюдать такую картину: в детском саду, в школе из-за массовых заболеваний остается лишь несколько самых стойких ребятишек. Ученые опреде­лили, что среди детей, которым родители организуют надлежащий режим питания, сна, прогулок и закаливания, часто болеющие которым не уделяется достаточного вни­мания, количество болеющих увели­чивается до 38,8%. К большому сожалению, лишь 64% матерей выполняют профилактические наз­начения врача, а остальные практи­чески не занимаются оздоровлением и закаливанием своего ребенка.

Ученые убедительно доказали такую немаловажную закономерность: если малыша пра­вильно закаливать, болезни быстро отступают. И даже если он заболе­вает, то простудные «страдания» быстро заканчиваются, ребенок легче переносит высокую темпера­туру, быстрее выходит из болезни и после выздоровления без труда адаптируется к детскому саду или школе, различным умственным и физическим нагрузкам.

Чтобы ребенок не страдал от простудных заболеваний, необхо­димо решительно уничтожить все очаги хронической инфекции ­ микробные гнезда в его организ­ме. Надо залечить хронический тон­зиллит, заболевания ушей, желчно­го пузыря, желудочно-кишечного тракта, запломбировать зубы и, конечно, в корне изменить отноше­ние к закаливанию и физическим упражнениям.

На семейном совете наметьте план физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий с учетом того, чтобы все члены семьи могли при­нять участие в его выполнении.

Обязательно оборудуйте домаш­ний стадион. Современный спортив­ный комплекс можно разместить в небольшом уголке, и на нем могут заниматься и родители, и дети. Малыши любят подражать, стре­мятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Почаще устраивайте домашние соревнования. Проводить их надо всегда весе­ло, с выдумкой. Ребята с удоволь­ствием занимаются на таком стадио­не, тренируя силу, ловкость и выно­сливость. Во время занятий обяза­тельно открывайте форточку или окно в комнате надо создать здо­ровую, бодрящую атмосферу.

Физические упражнения в домашних условиях не должны вытеснять физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения на свежем воздухе. Стремитесь ис­пользовать все доступные виды физ­культурных упражнений на откры­том воздухе. Например, оздорови­тельный бег доступен всем. Он пре­красно развивает выносливость ор­ганизма, а она играет важнейшую роль в поддержании и здоровья, и нормальной деятельности таких физиологических систем, как сер­дечно-сосудистая, нервная, дыха­тельная и др.

Хорошо закаливает организм вода. Конечно, лучше всего заняться плаванием, но, если этого сделать нельзя, замените его вод­ными процедурами. Начинать лучше всего с влажных обтираний водой комнатной температуры. При этом постепенно, через каждые 2-3 дня, температуру воды снижайте на 10 градусов. Потом можно будет ис­пользовать для обтирания холодную воду прямо из-под крана. После влажных обтираний следует расте­реть ребенка сухим полотенцем. Подготовив таким образом его орга­низм, можно приступать к более сложному и сильному виду закалива­ния-обливанию. Главное место в этой процедуре занимает закалива­ние горла и ног. Полоскание горла и обливание ног надо начинать с тем­пературу воды + 25-26 градусов и через каждые 2-3 дня снижать ее ровно на 10С, доведя таким образом температуру воды до + 15-16С. После этого можно перейти к купанию и обливанию, которое надо начинать с температуры воды +34-35 градусов, постепенно снижая ее до + 24-26С.

Наибольший эффект можно получить лишь в том случае, если все оздоровительные мероприятия проводятся систематически, без перерыва (эффект закаленности, если его не поддерживать, исчезает уже через несколько недель), а физические нагрузки и интенсив­ность закаливающих воздействий увеличиваются постепенно. При этом обязательно следует учиты­вать состояние здоровья и индиви­дуальные особенности ребенка.

Если мама или папа, дедушка или бабушка, старшие сестры и братья обтираются, обливаются холодной водой — это хороший пример для младших членов семьи.

Но вот болезнь прошла. Уча­щийся переступает порог своего класса. Однако школьник еще не вполне окреп, он бледен, вял и быстро устает. Как правило, «хвост» болезни со временем бес­следно исчезает, но первые дни после перенесенного заболевания ребенок нуждается в особом режи­ме. Поэтому врачи рекомендуют постепенно включать такого учаще­гося в активную школьную жизнь. Он должен не только совсем окреп­нуть, но и вновь освоиться с учебной обстановкой. В первые дни после болезни не рекомендуется устраи­вать для таких детей контрольные работы, опросы и т. п. В течение одной-двух недель не должны прово­диться И дополнительные учебные занятия после уроков. В пер­вые дни после болезни это ему еще не по силам. И к занятиям в учебных мастерских такой ребенок должен приступать не сразу, После перене­сенного острого респираторного заболевания разрешается работать в школьных мастерских только через 7-8 дней, а после ангины — не ранее 10-го дня после прихода в шко­лу.

Ребенку, перенесшему острое респираторное заболевание, обычно разрешается заниматься физкульту­рой не ранее чем через 1 — 3 недели после возобновления занятий в шко­ле. Сроки освобождения от занятий по физическому воспитанию опре­деляет врач, учитывая характер заболевания, Так, если у школьни­ка имелись какие-либо жалобы со стороны сердца, то в течение по­лугода исключаются все упражне­ния на выносливость и занятия, свя­занные с задержкой дыхания, Важно
уберечь его от переохлаждения.