Проблемы общественной жизни властно вторгаются во внутренний мир семьи. Данная жизнь вовлекает в решение этих проблем все поколе­ния российских людей. Все меньше становится равнодушных, пассивно выжидающих, как дальше пойдут дела. Это не может не повлиять и на содержание обсуждаемых в семье вопросов.

Особая сложность в том, что только в наши дни прямо и откро­венно говорится и о трагических страницах истории нашего обще­ства в 30-50-e годы, и о периоде застоя, о перерождении в преступни­ков ряда руководящих деятелей партии и государства.

Обсуждать эти вопросы родите­лям с детьми, учителям с учащимися очень нелегко. Но такой разговор (и не один) в семье, в школе необхо­дим. Его можно убедительно вести только с позиций правды, не исклю­чая и ответов на вопросы детей о том, каких взглядов придержива­лись родители, как они вели себя в застойные годы, как относились и относятся к культу личности Стали­на.

Нельзя «изолировать» детей ни от экономических трудностей (роста цен, нехватки товаров) — их испытывает каждая семья, ни от фактов социальной несправедливости — их особенно болезненно воспринимают молодые люди, ни от политического противоборства, консервативными силами, с бюрократизмом и групповым эгоиз­мом, ни от новых явлений в литера­туре и искусстве.

Все это может и должно быть предметом разговоров и обсуждений в семье, в которых вырабатывается свое «общественное мнение». Чем принципиальнее и правдивее будут эти обсуждения, чем больше роди­тели и дети будут доверять друг другу и становиться единомышлен­никами, тем здоровее будет вся нравственная атмосфера в семье и в целом в обществе. Взрослым чле­нам семьи можно посоветовать: если есть возможность, берите с собой ребят на лекции, беседы, собрания и сами ходите на их диспуты, вечера, в клубы.