Многие родители считают нормой беспрекословное повиновение ребят их воле. Они полагают, что такой режим в семье, когда младшие безоговорочно подчиняются старшим, в конечном счете благотворно сказывается на поведении сыновей и дочерей, формирует их послушными и дисциплинированными.
Практика, жизненный опыт человечества давно показали ошибочность такой позиции. Дети, «зажатые» жестким семейным режимом, чаще всего стремятся любыми способами вырваться из-под родительской опеки, как можно раньше начать жить самостоятельной жизнью. И наоборот, в семьях, где ценят и уважают самостоятельность детей, складывается настоящая дружба между ними и родителями, взаимное доверие и уважение. Конечно, родителям приходится прибегать к запретам, особенно когда в самом раннем возрасте ребят подстерегает опасность. Обязательными для них должны быть и поручения отца и матери по выполнению обще-семейных обязанностей. Но в том, что касается индивидуальных вкусов и пристрастий детей, их личной жизни, они вправе претендовать на самостоятельность. Глубоко бестактным является стремление иных родителей без разрешения своих детей читать их дневники, письма, какими бы благими целями отцы и матери при этом ни руководствовались.
Ребята должны приучиться самостоятельно планировать свое время — на учебу, домашнюю работу, досуг и развлечения, считаясь при этом с интересами и других членов семьи. Они могут и должны быть полноправными участниками обсуждений расходов семейного бюджета. А заработанными ими самими деньгами они вправе распоряжаться самостоятельно, но не эгоистично.
Насколько откровенны дети со своими родителями, дают понять результаты обследования. По данным социологов, большинство опрошенных подростков обсуждают с родителями (главным образом с матерями — 72%) только учебные дела, реже фильмы, спектакли, телепередачи. Взаимоотношения с товарищами, вопросы моды, одежды обсуждают с родителями немногим более половины подростков, остальные же решают эти вопросы самостоятельно. Еще реже (менее чем 30% опрошенных) обсуждают с отцами и матерями политические события и спортивные темы. Почти половина (45%) самостоятельно определяют круг чтения, еще больше — воздерживаются от обсуждения прочитанных книг со взрослыми. Такие данные позволяют видеть, в чем именно раньше всего и в наибольшей степени проявляется самостоятельность подростков. Это — естественный процесс, допускающий лишь весьма осторожное и тактичное вмешательство со стороны старших членов семьи.
Новая обстановка демократии, плюрализма мнений, утверждающаяся в нашей стране, стимулирует рост самостоятельности подростков, молодежи, осознания ими своих гражданских прав, достоинства личности. Все это тоже надо учитывать, решая конкретные вопросы самостоятельности детей, пока они живут и воспитываются в родительской семье. Грубое навязывание своего мнения, запреты — читать только то, дружить лишь с тем ведут к отчуждению.Взрослые это должны знать и хорошо представлять, чем отчуждение чревато.