Многие родители считают нормой беспрекословное повиновение ребят их воле. Они полагают, что такой режим в семье, когда младшие без­оговорочно подчиняются старшим, в конечном счете благотворно ска­зывается на поведении сыновей и дочерей, формирует их послушными и дисциплинированными.

Практика, жизненный опыт человечества давно показали оши­бочность такой позиции. Дети, «за­жатые» жестким семейным режи­мом, чаще всего стремятся любыми способами вырваться из-под роди­тельской опеки, как можно рань­ше начать жить самостоятельной жизнью. И наоборот, в семьях, где ценят и уважают самостоятельность детей, складывается настоящая дружба между ними и родителями, взаимное доверие и уважение. Коне­чно, родителям приходится прибе­гать к запретам, особенно когда в самом раннем возрасте ребят подстерегает опасность. Обязательными для них должны быть и пору­чения отца и матери по выполнению обще-семейных обязанностей. Но в том, что касается индивидуальных вкусов и пристрастий детей, их лич­ной жизни, они вправе претендовать на самостоятельность. Глубоко бес­тактным является стремление иных родителей без разрешения своих детей читать их дневники, письма, какими бы благими целями отцы и матери при этом ни руководствова­лись.

Ребята должны приучиться самостоятельно планировать свое вре­мя — на учебу, домашнюю работу, досуг и развлечения, считаясь при этом с интересами и других членов семьи. Они могут и должны быть полноправными участниками обсу­ждений расходов семейного бюдже­та. А заработанными ими самими деньгами они вправе распоряжаться самостоятельно, но не эгоистично.

Насколько откровенны дети со своими родителями, дают понять результаты обследования. По дан­ным социологов, большинство опро­шенных подростков обсуждают с родителями (главным образом с матерями — 72%) только учебные дела, реже фильмы, спектакли, телепередачи. Взаимоотношения с товарищами, вопросы моды, оде­жды обсуждают с родителями немногим более половины подрост­ков, остальные же решают эти вопросы самостоятельно. Еще реже (менее чем 30% опрошенных) обсуждают с отцами и матерями полити­ческие события и спортивные темы. Почти половина (45%) самосто­ятельно определяют круг чтения, еще больше — воздерживаются от обсуждения прочитанных книг со взрослыми. Такие данные позво­ляют видеть, в чем именно раньше всего и в наибольшей степени прояв­ляется самостоятельность подрост­ков. Это — естественный процесс, допускающий лишь весьма осторож­ное и тактичное вмешательство со стороны старших членов семьи.

Новая обстановка демократии, плюрализма мнений, утверждающа­яся в нашей стране, стимулирует рост самостоятельности подростков, молодежи, осознания ими своих гра­жданских прав, достоинства лично­сти. Все это тоже надо учитывать, решая конкретные вопросы само­стоятельности детей, пока они живут и воспитываются в родитель­ской семье. Грубое навязывание своего мнения, запреты — читать только то, дружить лишь с тем ­ ведут к отчуждению.Взрослые это должны знать и хорошо представ­лять, чем отчуждение чревато.