Определить это порой довольно сложно, так как отдельные члены семьи могут относиться к различным общественным группам (классам, слоям). В таких случаях говорят, что семья социально неоднородна. Но речь при этом идет, как правило, о работающих членах семьи или о пенсионерах, социальное положение которых определяется местом их работы непосредственно перед уходом на пенсию. Что касается детей школьников, то их социальное поло жение, как и других неработающих членов семьи, определяется по социальному положению родителей или лиц, их заменяющих, тех, кто своим трудом обеспечивает основной доход семьи.
В Российском обществе есть два трудящихся класса — рабочий класс и крестьянство, к которому непосредственно примыкают другие работники предпринимательского сектора бизнесменов (как члены фирм, так и те, для которых работа на фирме по найму является основной). Кроме того, в нашем обществе есть большие социальные группы интеллигенции (специалистов) и служащих (неспециалистов ). К первой из них относятся люди, занятые квалифицированным умственным трудом, требующим, как правило, высшего или среднего специального образования (инженеры и техники, агрономы и зоотехники, учителя и воспитатели детских садов, врачи, фельдшеры и медицинские сестры, экономисты, юристы, журналисты, актеры, библиотечные и культурно-просвети тельные работники и т. д.). Специфическими чертами обладает довольно большой слой руководящих кадров различного ранга. К служащим (неспециалистам) относятся работники преимущественно умственного труда, не требующего высокой квалификации или научной образованности (секретари, делопроизводители, агенты и экспедиторы, бухгалтеры, кроме главных и старших, кассиры и др.). Конечно, такое разграничение достаточно условно, но оно позволяет в самом общем виде представить себе структуру нашего общества.
Принадлежность к рабочему классу или крестьянству определяется по трем основным признакам, взятым в их единстве: по форме собственности, с которой человек связан своей основной трудовой деятельностью (государственной,
предпринимательской и др.), по характеру труда (преимущественно умственный или преимущественно физический, индустриальный или аграрный), по источникам, размерам дохода (заработная плата на государственном предприятии, доля в доходах фирм и др.) и условиям жизни. Принадлежность к интеллигенции или служащим (не специалистам) определяется главным образом по характеру вьшолняемой работы (по профессии, должности). И классы, и большие социальные группы состоят из социальных слоев (например, рабочих высоко-, средне- и малоквалифицированного труда, специалистов средней и высокой квалификации, а также наивысшей квалификации в науке, искусстве). Кроме того,есть социальные слои вне классов и больших социальных групп. Так, в последнее время растет численность занятых индивидуальной трудовой деятельностью как основной; особый слой составляют служители религиозных культов; есть и другие слои. Сохраняются социальные различия между жителями города и деревни, крупных и малых городов и т. д.
Следует также иметь ввиду, что социальное положение семьи и отдельных ее членов не остается раз и навсегда одним и тем же. Взрослеют дети, получают профессиональное образование (заканчивают колледжи, среднее специальное или высшее учебное заведение) и приобретают самостоятельное социальное положение, отличающееся от того, которое занимают их родители. Да и сами родители не остаются всю жизнь в одной и той же социальной группе или слое. Поэтому определять социальное положение семьи надо с учетом всех этих обстоятельств, имея в виду социальную позицию каждого из членов семьи и конкретный период или этап их жизни.
У семей, принадлежаших к разным общественным группам, могут быть примерно одинаковые размеры доходов, жилищные условия, близкими оказываются духовные интересы, способы проведения досуга, их дети учатся в одних тех же школах, имеют в принципе равые возможности для получения профессионального образования и выбора своего будущего социального положения. Но было бы не верным недооценивать значение социальных различий в нашем обществе. Они определяют социально-экономические интересы семей, некоторые черты их жизненного уклада, особенности культуры. Полное социальное равенство людей — дело будущего, и пока оно не достигнуто, социальные различия сохраняют свое значение. Их важно учитывать в социальной политике, в решении многих практических вопросов труда, досуга, образования, быта миллионов людей. Вот почему и самой семье полезно осознать свое социальное положение, желаемые и возможные пути его изменения, решения своих социальных проблем через трудовые коллективы, демократически избранные органы власти.