В возрасте двух лет ребенок начинает понимать, что человечество разделено на мальчиков и девочек. К 6 годам в его сознании стойко закрепляется ряд поведенческих стереотипов в зависимости от половой принадлежности. Должны ли родители, занимаясь воспитанием ребенка, учитывать его пол? Рассмотрим проблему в деталях.

Инь и ян

Поведенческие стереотипы в зависимости от половой принадлежности сложились давно. Считается, что мужчина должен быть активным, даже агрессивным, чтобы создавать что-то новое и совершенствовать мир. Женщина представляется послушной и тихой хранительницей семейных ценностей. Она должна заниматься детьми, в то время как мужчина работает.

Стереотипы живы и в наше время, несмотря на изменение гендерных ролей обоих полов. Современные мужчины и женщины часто владеют одинаковыми профессиями, реализуют свой профессионализм в одной и той же области знаний. Можно встретить и очень тихих мужчин, и, в противовес им, инициативных, решительных женщин, которые довольны своей судьбой. В каждом человеке есть мужские и женские черты. Если доминируют мужские качества характера, мы увидим образец сильного, волевого, активного человека.

Преобладание характерных женских качеств сделает человека мягким, эмоциональным, чистосердечным, искренним и хозяйственным. Равное количество мужских и женских черт оказывает на личность, пожалуй, самое благотворное воздействие. Такие люди лучше приспосабливаются к изменяющимся жизненным обстоятельствам, они коммуникабельны и открыты для всего нового. Все эти приспособленческие навыки им доступны за счет большого диапазона приемлемых для них вариантов поведения. Однако такую личность легко сломать еще в детстве, навязывая жесткие стереотипы.

Кроха сын игрушку взял

Еще до того, как ребенок родится, мама, которая заранее узнала пол ребенка, может приговаривать: «Дочка красавица будет – всю мою красоту выпила» или «Так толкается – будет сильный, крепкий мужик!». В детской мальчика наклеят обои с кораблями и самолетиками, в комнате дочки – с цветами. Мальчику подарят машинку, девочке – набор игрушечной посуды.

Воспитание мальчиков – тонкий, почти ювелирный процесс. Заметив, что сын играет с куклой, переодевает ее и кормит обедом, родители могут обеспокоиться и запретить такие игры. Между тем, игры, лишенные жестокости, где надо не побеждать, а взаимодействовать (куклы и мишки могут поссориться, а потом помириться), развивают в ребенке умение общаться и урегулировать конфликт. Кроме того, российским мужчинам явно не хватает мягкости, заботливости, хозяйственности. В этом случае у мальчика появится шанс стать по-настоящему хорошим семьянином, увеличится шанс получить престижную должность руководителя за умение управлять сложной ситуацией и находить выход из, казалось бы, безвыходного положения.

Послушание или уникальность

Воспитание девочек тоже не лишено своих особенностей: часто взрослые женщины, став успешными и независимыми, с ненавистью вспоминают укоризненную фразу, которую неоднократно слышали в своем детстве после драк и непослушания: «Ты же девочка!» – говорили взрослые. Вспоминают дамы ее в тот момент, когда не решаются попросить у начальника повышения зарплаты, предложить собственный проект. В итоге, их обходят на повороте мужчины, которых в детстве не заставляли подчиняться.

Некоторые женщины порой ищут истоки мужского неуважения к женщине. А он надежно скрыт в самом детстве, когда мальчик слышит от родителей: «Ну что ты расплакался, фу! Ведешь себя, как девочка!» Согласитесь, когда эта фраза употребляется по различным поводам – «не любят футбол только девчонки», «боятся только девочки» и т.д. – то воспринимать женщин, как равных себе, мужчина, став взрослым, никогда не будет. Впрочем, и девочке могут сказать: «Только мальчишки так пачкаются!», и она, чистенькая, начнет считать себя лучше грязнуль-мальчишек. Вот где прячется корень непонимания мужчин и женщин. Воспитывая детей, откажитесь от противопоставлений по половому признаку.

Пусть идет своей дорогой

Каждый ребенок индивидуален, и подгонять его под ваши представления об «идеальной женщине» или «настоящем мужчине» нет никакого смысла. Тем более, что эти понятия очень размыты: настоящими мужчинами могут быть и солдат, и повар, и университетский профессор, и пианист, хотя ведут они себя совсем по-разному. То же касается и женщин. Позвольте ребенку выбрать свой гендерный образ, не лишайте его собственного пути. Пусть малыш увидит, что папа может мыть посуду и гладить белье, а мама водит машину.

Важно, чтобы в родительских разговорах, которые происходят на глазах ребенка, отсутствовали негативные характеристики, начинающиеся со слов «все женщины…» или «все мужчины…». Сыну будет нравиться расти мальчиком, а дочери – девочкой, но при этом они не станут обижать или презирать противоположный пол. И тогда, может быть, нам не придется верить в легенду, что мужчины и женщины живут на разных планетах – кто на Марсе, кто на Венере.