Опыт предыдущего супружества, делает человека более подготовленным к семейным ролям в новом браке, хотя могут возникнуть и определенные болезненные моменты. Об этом уже шла речь в ответе на предыдущий вопрос.
Каких-либо специфических проблем взаимной психологической адаптации супругов в повторном браке, как правило, не возникает. Повторные браки стали столь привычными В нашей повседневной жизни, что ни мнение окружающих, ни собственное мироощущение супругов не усложняют обычно семейную жизнь бывших разведенных, вдов и вдовцов. Если уж общественное сознание стало терпимо относиться к добрачным связям, то тем более без болезненно людьми воспринимается роль «второго мужа», «второй жены» и, как правило, нет ревности прошлой личной жизни супруга.
Другое дело, если в семье ощущается присутствие прежних чувств, привязанностей у кого-либо из супругов. Натурам мнительным, черезмерно ранимым может представляться и не существующая в действительности живая память о прошлом. И то и дрyroe очень серьезным препятствием гармонии супружеских отношений. Вряд ли в подобных ситуациях пойдет на пользу такая реакция, как попытки доказать неоправданность подозрений и сомнений супруга вспышками гнева, насмешкой, позой оскорбленной невинности. Лучше проявить чуткость, такт, искренность, душевную. теплоту, спокойствие.
Нелегко, конечно, тем, кто воспринимает свой новый брак как менее счастливый, менее удачный, чем предыдущий. И все же лучший выход — не позволять себе сравнивать, вспоминать, сокрушаться о прошлом (если, разумеется, не будет принято решение прервать этот брак). Надо жить реальной, сегодняшней жизнью. Ведь не позволяет же себе разумный человек считать себя обойденным судьбой только потому, что у кого-то из друзей, знакомых, соседей жизнь сложилась удачнее. Давно и справедливо было замечено, что мудрые люди никогда не сидят, оплакивая свои потери, а бодро ищут средства преодолеть свои неудачи. И еще хорошо бы следовать такому совету: «Мы не только должны поступать с другими так, как желали бы, чтобы поступали с нами, но и думать о них так же хорошо, как желали бы, чтобы думали о нас. Если мы не будем снисходительны к другим, как же мы можем рассчитывать на снисходительность к себе? Хорошее мнение о других чаще всего оправдывается».