Опыт предыдущего супру­жества, делает человека более подготовленным к семейным ролям в новом браке, хотя могут возник­нуть и определенные болезненные моменты. Об этом уже шла речь в ответе на предыдущий вопрос.

Каких-либо специфических про­блем взаимной психологической ада­птации супругов в повторном бра­ке, как правило, не возникает. Пов­торные браки стали столь привыч­ными В нашей повседневной жизни, что ни мнение окружающих, ни соб­ственное мироощущение супругов не усложняют обычно семейную жизнь бывших разведенных, вдов и вдовцов. Если уж общественное соз­нание стало терпимо относиться к добрачным связям, то тем более без­ болезненно людьми воспринимается роль «второго мужа», «второй жены» и, как правило, нет ревности прошлой личной жизни супруга.

Другое дело, если в семье ощу­щается присутствие прежних чувств, привязанностей у кого-либо из супругов. Натурам мнительным,  черезмерно ранимым может представляться и не существующая в дей­ствительности живая память о прошлом. И то и дрyroe очень серьезным препятствием гармонии супружеских отношений. Вряд ли в подобных ситуациях пойдет на пользу такая реакция, как попытки доказать неоправданность подозрений и сомнений супруга вспышками гнева, насмешкой, позой оскорбленной невинности. Луч­ше проявить чуткость, такт, искрен­ность, душевную. теплоту, спокой­ствие.

Нелегко, конечно, тем, кто вос­принимает свой новый брак как менее счастливый, менее удачный, чем предыдущий. И все же лучший выход — не позволять себе сравни­вать, вспоминать, сокрушаться о прошлом (если, разумеется, не будет принято решение прервать этот брак). Надо жить реальной, сегодняшней жизнью. Ведь не позволяет же себе разумный чело­век считать себя обойденным судь­бой только потому, что у кого-то из друзей, знакомых, соседей жизнь сложилась удачнее. Давно и спра­ведливо было замечено, что мудрые люди никогда не сидят, оплакивая свои потери, а бодро ищут средства преодолеть свои неудачи. И еще хорошо бы следовать такому совету: «Мы не только должны поступать с другими так, как желали бы, чтобы поступали с нами, но и думать о них так же хорошо, как желали бы, чтобы думали о нас. Если мы не будем снисходительны к другим, как же мы можем рассчитывать на снис­ходительность к себе? Хорошее мнение о других чаще всего оправдывается».