Свободным временем принято называть то, которое человек не занят на работе — основной или дополнительной (по совместительству). Понятно, однако, что для людей семейных, да и для одиноких полностью свободным нерабочее
время никогда не бывает: всегда есть необходимые затраты времени на домашние дела, уход за детьми, труд по самообслуживанию и т. п. Помимо этого многие люди тратят время на самообразование, общественную работу. В условиях большого города мн
ого времени уходит на дорогу до работы и обратно, на это же приходится расходовать время для встреч с родственниками, друзьями, живущими в большом отдалении. у людей, кроме того, есть любимые занятия, увлечения коллекционирование, конструирование, литературное, художественное творчество, участие в различных кружках и клубах. Много времени уходит у любителей чтения на поиск и приобретение интересующих их книг. Люди посещают в свободное время театр, кино, выставки, ходят в туристические походы.
Из индивидуальных затрат свободного времени складывается свободное время семьи, в которое входит и свободное от занятий в школе (в том числе каникулярное) время детей. Свободное время семьи, как уже видно из сказанного, зависит прежде всего от характера и режима работы, ее удаленности, домашних условий, от состава семьи и интересов составляющих ее лиц. Это означает, что у разных по этим чертам семей различно и свободное время, Тем не менее есть общие; типичные показатели размеров и использования свободного времени городскими и сельскими семьями, семьями рабочих, колхозников и интеллигентов, семьями, в которых есть школьники или студенты, и семьями, в которых таковых нет. Структура и использование свободного времени систематически исследуются социологами. Установлена зависимость структуры досуга не только от объективных обстоятельств жизни людей, но и от уровня их образования, степени развития культурных потребностей. Имеются на этот счет результаты статистических обследований.
Очевидно, что структура свободного времени как городских, так и сельских семей требует существенного совершенствования за счет глубоких качественных преобразований в системе торговли и общественного питания, в организации коммунальных услуг, в системе народного образования и дошкольного воспитания детей. Рационализации свободного времени семьи должно способствовать радикальное улучшение жилищных условий населения, ростти учреждений культуры, улучшение работы транспорта. Только при этих условиях оправдается предвидение К. Маркса, что мерилом общественного богатства должно стать свободное время.