Свободным временем принято называть то, которое человек не занят на работе — основной или дополнительной (по совмести­тельству). Понятно, однако, что для людей семейных, да и для одиноких полностью свободным нерабочее
время никогда не бывает: всегда есть необходимые затраты времени на домашние дела, уход за детьми, труд по самообслуживанию и т. п. Помимо этого многие люди тратят время на самообразование, обще­ственную работу. В условиях боль­шого города мн

ого времени уходит на дорогу до работы и обратно, на это же приходится расходовать время для встреч с родственниками, друзьями, живущими в большом отдалении. у людей, кроме того, есть любимые занятия, увлечения­ коллекционирование, конструирование, литературное, художествен­ное творчество, участие в различ­ных кружках и клубах. Много вре­мени уходит у любителей чтения на поиск и приобретение интересу­ющих их книг. Люди посещают в свободное время театр, кино, выставки, ходят в туристические походы.

Из индивидуальных затрат сво­бодного времени складывается сво­бодное время семьи, в которое вхо­дит и свободное от занятий в школе (в том числе каникулярное) время детей. Свободное время семьи, как уже видно из сказанного, зависит прежде всего от характера и режима работы, ее удаленности, домашних условий, от состава семьи и интере­сов составляющих ее лиц. Это озна­чает, что у разных по этим чертам семей различно и свободное время, Тем не менее есть общие; типичные показатели размеров и использова­ния свободного времени городскими и сельскими семьями, семьями рабо­чих, колхозников и интеллигентов, семьями, в которых есть школьники или студенты, и семьями, в которых таковых нет. Структура и использо­вание свободного времени система­тически исследуются социологами. Установлена зависимость структуры досуга не только от объективных обстоятельств жизни людей, но и от уровня их образования, степени раз­вития культурных потребностей. Имеются на этот счет результаты статистических обследований.

Очевидно, что структура свобод­ного времени как городских, так и сельских семей требует существен­ного совершенствования за счет глу­боких качественных преобразова­ний в системе торговли и обществен­ного питания, в организации комму­нальных услуг, в системе народного образования и дошкольного воспи­тания детей. Рационализации сво­бодного времени семьи должно способствовать радикальное улучшение жилищных условий населения, ростти учреждений культуры, улучше­ние работы транспорта. Только при этих условиях оправдается предвиде­ние К. Маркса, что мерилом обще­ственного богатства должно стать свободное время.