Она мечтала о карьере певицы, а стала великим модельером. Она хотела выйти замуж и иметь семью, но была одинока и довольствовалась ролью любовницы.

Быть не жертвой, а хозяйкой обстоятельств

Её мать, Жанна, влюбившись в ловеласа-торговца по имени Альбер Шанель, не была счастлива. Когда Габриэль (такое имя от рождения было дано будущей Коко) едва исполнилось 12 лет, мать умерла от туберкулеза, душевных страданий и непосильного труда. Отец отдал сыновей родственникам, а дочек — в монастырский приют и больше не появлялся в их жизни. Но девочка никогда не говорила о нем плохо и в детстве, и позже, стараясь, кажется, убедить не только окружающих, но и саму себя в том, чего не было. В легенде, которой она жила, отец-виноградарь уехал в Америку на заработки, чтобы купить хороший дом для своей семьи. Ее богатая фантазия стала защитной реакцией. Так было легче выжить среди однообразия и строгости приютской жизни, с которой, как и со своим положением сироты, она не хотела примириться. Девочки из обеспеченных семей, за которых в приют вносилась определенная плата, были в более выигрышном положении, к ним иначе относились, они были лучше одеты. В приюте обучали шитью, для того чтобы в будущем его воспитанницы имели профессию. Именно тогда Коко впервые проявила способности: она перекроила сиротское платье, добавив в него детали из формы своих обеспеченных сверстниц, тем самым выделив себя из безликого окружения.

Поэтому: в какие бы обстоятельства жизни вы ни попали, не стоит винить в этом окружающих вас людей и уж тем более унывать. Важно осознать не почему, а для чего вы оказались именно в этой ситуации, и она обязательно послужит вам на пользу.

Относиться к себе критически

Габриель исполнилось восемнадцать. Оставаться в приюте было нельзя, ведь она не собиралась становиться монахиней. Ее определили на работу в швейную мастерскую города Мулен. Там юную Габриэль быстро признали и заказчики, и владельцы мастерской: она прекрасно шила одежду для детей и женщин. Но это занятие пока не стало делом ее жизни. Однажды в кафешантане, заявив, что сможет спеть ничуть не хуже, чем местная певица, она вышла на сцену с модной песенкой «Кто видал Коко у Трокадеро?» и с тех пор делала это каждый вечер. Завсегдатаи-офицеры местного гарнизона аплодировали, требовали спеть «на бис», громко кричали: «Коко! Коко!» Так появилось ее прозвище, ставшее вторым именем. Позже она не хотела вспоминать об этом, и происхождение прозвища связывала с отцом, который якобы называл маленькую Габриэль цыпленочком. Шанель ненавидела собственное происхождение и нищету. Но карьера певицы не была для нее спасением. Выдающихся способностей для этого девушка не имела, и поэтому от легкого успеха провинциальной певички она отказалась, уехав в Руайо, в поместье офицера-пехотинца Этьена Бальсана.

Поэтому: важно реально оценивать свои способности, если вы хотите достичь значительного успеха в какой-либо сфере. Возможно, дело, в котором вы можете проявить себя наиболее полно, не так престижно, как другие профессии. Но благодаря вашему таланту вы будете иметь успех. Не зря народная мудрость гласит, что не место красит человека, а человек место.

Будьте с мужчиной, который вас поддержит

Ее избранник обожал верховую езду, под его руководством Коко стала отличной наездницей. Но платье мешало. И тогда специально для езды на лошадях она придумала оригинальный, удобный костюм, первой надев на себя брюки, а к нему шляпку-канотье, чем повергла в шок окрестных дам. Однако спустя какое-то время подобные шляпки она сделала уже и для соседок, и для знакомых, исходя из индивидуальности каждой, тем самым став законодательницей местной моды. Ее каждое творение было штучным товаром, изысканным и изящным. Отношения с Этьеном к тому времени зашли в тупик, он и не думал жениться на ней, ведь это была девушка не его круга, а Шанель угнетало положение содержанки. Она хотела зарабатывать деньги сама и ни от кого не зависеть. Появилась мысль о своей мастерской. Бальсан отнесся к идее скептически. Он не верил в то, что из затеи Коко может получиться что-то серьезное, и, хотя предоставил для этих целей свою квартиру в Париже, финансировать дело отказался. Деньги дал Артур Кейпл, лучший друг Бальсана. Артура все называли Боем. Он был богат, умен, красив, но главное — он верил в ее талант и относился к ней с нежностью, доверием и уважением, ценил ее естественность и ироничность. Со временем с его помощью она открыла не только магазин в Довиле, но и дом моделей в Биаррице. Она не боялась идти наперекор устоявшимся вкусам, доверяя собственной интуиции, создав свой собственный стиль — стиль Шанель. Она укоротила юбки и начала шить свитера из джерси. Свободная от существовавших в то время стереотипов в моде, Шанель заимствовала детали из мужского гардероба: пиджак, матроску, галстук, кожаную куртку, белые пижамы… Ее модели стала носить баронесса Ротшильд, а вслед за ней — ее знакомые принцессы, маркизы, графини.

Поэтому: «Если вы хотите иметь то, чего у вас нет, вам придется делать то, чего вы раньше не делали» — стоит взять на вооружение эту крылатую фразу Коко Шанель, основанную на ее собственном опыте. Но для этого важно не только верить в себя, но и быть рядом с людьми, которые верят в нас. Мужчина, способный поддержать вас, вдохновить и вселить уверенность — настоящая редкость, которую нужно ценить.

Не откладывать счастье на потом

К сожалению, именно жажда материальной независимости, а не только принадлежность к разным социальным слоям стали препятствием на пути к браку двух любящих друг друга людей. Когда-то Артур Кейпел был готов жениться на Коко, но она отложила свадьбу, желая стать ему равной и не зависеть от него материально. Однако к тому времени, когда, с ее точки зрения пришло время замужества, Артур принял решение породниться со знатным семейством, ведь в жилах капитана текла еврейская кровь, а Франция могла быть благосклонна к Ротшильдам, но Кейпел не был настолько богат, как это знатное семейство. Он предложил руку Диане Листер — знатной леди из высшего света.

Поэтому: не стоит откладывать собственное счастье на завтра, если у вас есть возможность стать счастливой сегодня. Жизнь быстротечна, и две линии судьбы, пересекаясь в одной плоскости, завтра могут оказаться далеко друг от друга.

Не опускать рук

Коко Шанель любила Боя той любовью, что случается в жизни лишь однажды. Его сердце до конца дней, которые, впрочем, длились недолго, принадлежало Коко. Он метался между Габриэль и Дианой, мотался между Парижем и Лондоном и однажды, в предрождественский день 1919 года по дороге в Канны, попал в автокатастрофу. Габриэль не была его женой, и по законам света не могла носить траур. Но именно тогда родилось маленькое черное платье, которое с небольшими отделками она выпускала в течение пяти лет, одев в него женщин всего мира. Стереотипы были вновь сломаны, черный цвет перестал быть цветом траура для всего мира. Но не для Шанель, которая создала свой шедевр в эти печальные для нее дни.

Поэтому: какое бы горе вас ни постигло, любимое дело поможет не окунуться в уныние и станет тем спасительным кругом, который поможет не затеряться в житейском море. Более того, оно может привести к успеху.

Делать любовь источником вдохновения

Заново вернуться к жизни ей помогла встреча с двоюродным братом Николая II — великим князем Дмитрием Павловичем, российским эмигрантом, который был моложе теперь уже знаменитой законодательницы мод на восемь лет. Князь Дмитрий, потерявший после революции все свое состояние, был беден. Коко почти содержала его, но делала это деликатно, не унижая достоинства. Это не мешало им быть счастливыми. Дмитрий Павлович познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого когда-то работал на императорскую семью. Коко вновь рискнула — она заказала парфюмеру серию ароматов и выбрала один из образцов — номер пять. Она предпочла хрустальный флакон, без единого украшения, с простой белой этикеткой. Томные, роскошные духи Шанель номер пять стали сенсацией в мире моды и косметики. И сегодня, спустя сотню лет, они по-прежнему любимы самыми взыскательными модницами.

Поэтому: каждый мужчина в вашей жизни — личность, у которой вы можете чему-то научиться. Каждая новая встреча может стать стимулом для новых успехов.

Бросить вызов неудачам

После обвинения Коко Шанель в шпионаже во время Второй мировой войны из-за связи с немецким офицером Гансом Гунтером фон Динклаге, она уезжает в Швецию. Возвращается на родину уже спустя 20 лет, семидесятилетней. К этому времени законодателями женской моды во Франции стали мужчины, такие как Кристиан Диор. Показ ее первой коллекции оказался неудачным. Но это только вдохновило Коко, и спустя три года вновь пришел успех. Костюм от Шанель, изготовленный из твида с узкой юбкой, обшитым тесьмой жакетом без воротника, с золотыми пуговицами и накладными карманами, стал символом статуса успешных, модных женщин нового поколения. В эти годы она сотрудничает с Голливудом, одевает таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.

Поэтому: когда в вашей жизни возникают трудности, смело идите дальше, не оглядываясь на прошлое, воспринимая неудачи, в том числе и на личном фронте, лишь как опыт, необходимый для выбора нового пути. С наступлением каждого дня начинайте жить заново, как это делала великая Коко Шанель.