Самые выдающиеся педагоги настоятельно утверждают, что процесс воспитания личности завершается в первые 3-5 лет жизни ребенка. Все происходящее в последующие го­ды — перевоспитание. Надо ли доказывать, что делать, строить
всегда и проще, и легче, чем переде­лывать, перестраивать? Вот почему такое огромное значение в форми­ровании человека, его характера, развитии его способностей и склон­ностей имеет семья. Доброе начало способствует хорошему продолже­нию. Чем надежнее будет поставлен на ноги малыш, тем меньше огорче­ний он принесет родителям, вообще людям, превращаясь в подростка, во взрослого человека.

Какие же условия должны и могут определять успех самого ран­него воспитания? Нет слов, важно соблюдать правила гигиены, необ­ходимо заботиться о нормальном питании, свежем воздухе, прогул­ках … Но — и это не менее важно — едва появившегося на свет чело­вечка непременно следует … ува­жать! Случается слышать возраже­ния: «Уважать? А за что? Он же малыш, он же этого еще не заслу­жил … » В таких словах большая и грубая ошибка! Уважать малыша следует, понятно, не за какие-то заслуги и успехи, а за то, что он при­шел в наш мир, он — человек! Он­ носитель, пусть потенциальный, всего лучшего, что досталось нам в наследство от наших предшествен­ников; ему, маленькому, вырасти и
продолжать Жизнь! Хотят того люди или не хотят, все, что они совершают, — для детей. Уважать ребенка означает уважать собствен­ное будущее.

Хорошо, это положения, так ска­зать, общие, а практически как подступиться к ребенку, чтобы не навредить, чтобы с первых дней его жизни «работать» на будущий харак­тер человека, на создание содержа­тельной личности?

Ребенок плачет. Если мать убе­ждена — он здоров, не ушибся только что, не испугался чего-то, а просто капризничает, не стоит торо­питься с утешениями. Сами по себе слезы никакой опасности для крошки на представляют. Надо отв­лечь ребенка, переключить его вни­мание на какой-то посторонний объ­ект. Тут молодые мамы, случается, высказывают неудовольствие: «От­влечь! Он, видите ли, будет фо­кусы показывать, а я перед ним на голове стой! .. »

Понятно: мама устала, она раз­дражена, она недосыпает. Только для чего на «голову становиться»? Не о том вовсе речь! Он ревет, а вы, худого слова не говоря, не пошлепы­вая крикуна, включаете проигрыва­тель с пластинкой про доктора «Ай­болита- … И слезам — конец, во весь рот — улыбка. Возможен и дру­гой вариант. Мама, будто не замечая слез, говорит: «Не знаю, что делать, папы дома нет, ни одного мужчины рядом, кто мне поможет … » — и называет какое-то дело, каким обычно сын занимается с охотой и увлечением… и снова слезам ­ конец. Еще вариант: он ревет, а мама, наливая в стакан компот, спрашивает: «Ты не мог бы попро­бовать — достаточно я положила сахару?» …

Но возможно, ни одна приведен­ная рекомендация не подойдет, это все равно не может опорочить прин­цип «отвлекать, а не утешать!». Просто к этому ребенку требуется иной ключ. Какой? Тут, как гово­рится, маме и карты в руки: она должна своего малыша знать лучше, чем кто-либо иной.

Костя быстро засыпает с зайцем в руках, а Вера — с куклой, а Мите хоть какую-нибудь тряпку в руки дайте, было бы за что держаться, иначе извертится, бедняга … Не спе­шите ломать привычку, не действуйте грубо, даже если вам привычка не по душе. Насилие еще неизвестно какие даст всходы, в одном можно, однако, не сомневать­ся: никакое силовое воздействие не делает личность лучше, никогда не способствует совершенствованию человека. Если ребенок привык, что около него сидят перед сном мама или бабушка, нельзя и не надо в один прекрасный день объявлять: «Хватит! Вырос, довольно с тобой нянчиться, конец. С сегодняшнего дня засыпай самостоятельно». Разумнее утомить ребенка перед сном, успокоить, малость посидеть около него, отходя, сказать: «Сей­час вернусь», — и непременно вер­нуться. В следующий раз продлить отлучку, потом — еще и еще. Трех­ четырех, ну, пяти вечеров окажется вполне достаточно, чтобы ребенок забыл воспитанную вами в нем при­вычку и без потрясений перешел на новый режим засыпания.

Вполне вероятно, что кому-то и приведенные примеры, и, так ска­зать, типовые ситуации покажутся мелкими, незначительными. Но если хорошенько подумать, так и вся взрослая жизнь складывается по большей части из мелочей — это во­ первых. И во-вторых, нет, пожалуй, заблуждения распространеннее, чем взрослая уверенность: я же сказал­ все … Да, родители говорят и гово­рят, а поток их слов (заметим ­совершенно справедливых) может быть даже мудрых и доброжела­тельных, от ребят отскакивает. Почему? Слишком много обруши­вают взрослые этих самых слов на ребячьи головы.

Какой же выход? Ясное дело, не играть в молчанку, а заботиться о весомости и краткости слов, адресу­емых детям. Не купили мороженое, а он (она) просил. Объясните: холодно на улице. Не разрешили взять ваши лыжи. Четко: они тебе велики, нормально на них кататься не сможешь. Повзрослевшему ре­бенку не приобрели модную ру­баху или юбочку, без лишних слов: денег нет, будут — куплю …

Несколько примеров, которые можно бы характеризовать как при­ меры от противного.

В доме появилось беспомощное, забавное существо — ребенок. И странное дело: существо еще не нау­чилось толком глядеть на белый свет, а уже подчинило себе всех окружающих. «Окно не открывать! Лялю продует». «Завесить лампу! Кисаньке в глаза светит». Вроде все правильно: малютку недолго и про­студить, новорожденному нужен покой, стерильная соска, двадцать пеленок на день и много чего еще.

И ,все же опасайтесь переусерд­ствовать. Время идет, накручива­ются дни в недели, недели — в меся­цы, Лялечка уже сидит, лопочет, она уже делает первые робкие шажки …

Осторожно! Нежные, любящие мамы и папы, не превращайтесь в добровольных рабов, своих ребяти­шек. Ведь у Лялечки прорезыва­ются не только зубы, но и — харак­тер. Глубоко ошибаются те, кто полагает: маленький — значит, еще и глупый! У ребенка меньше, чем у вас, информации, бесспорно, а что касается ума — это как повезет. И самое главное, не забывайте: малыши могут многого не пони­мать, да! но они решительно все чув­ствуют! Великое искусство воспита­ния отличается от рядового воспита­тельного умения превосходно отто­ченным чувством меры, тем самым «чуть-чуть», на котором держится всякое искусство.

Мама жалуется: «Он делается невозможным: все ломает, портит!» Разберемся, что случилось. Костик ворвался резвым галопом на кухню и схватил яйцо. А оно на пол трах, и потекло! Костик попробо­вал — вкусно … И конечно, пока знакомился с белком и желтком, перемазался, как поросенок. Мама в крик: «Хватаешь! Сколько раз сказано — не смей!» Маму понять нетрудно, наверное, и посочувство­вать надо, труднее понять Костю, открывающего мир … А надо, очень надо!

«Ему говоришь: отойди, а он нарочно лезет туда, куда не надо» ­ это мама. Она не может остановить­ся, последнее слово должно быть за ней.

Мамы, мамы, постарайтесь все­ таки понять: без терпения не может быть никакого воспитания.