Самые выдающиеся педагоги настоятельно утверждают, что процесс воспитания личности завершается в первые 3-5 лет жизни ребенка. Все происходящее в последующие годы — перевоспитание. Надо ли доказывать, что делать, строить
всегда и проще, и легче, чем переделывать, перестраивать? Вот почему такое огромное значение в формировании человека, его характера, развитии его способностей и склонностей имеет семья. Доброе начало способствует хорошему продолжению. Чем надежнее будет поставлен на ноги малыш, тем меньше огорчений он принесет родителям, вообще людям, превращаясь в подростка, во взрослого человека.
Какие же условия должны и могут определять успех самого раннего воспитания? Нет слов, важно соблюдать правила гигиены, необходимо заботиться о нормальном питании, свежем воздухе, прогулках … Но — и это не менее важно — едва появившегося на свет человечка непременно следует … уважать! Случается слышать возражения: «Уважать? А за что? Он же малыш, он же этого еще не заслужил … » В таких словах большая и грубая ошибка! Уважать малыша следует, понятно, не за какие-то заслуги и успехи, а за то, что он пришел в наш мир, он — человек! Он носитель, пусть потенциальный, всего лучшего, что досталось нам в наследство от наших предшественников; ему, маленькому, вырасти и
продолжать Жизнь! Хотят того люди или не хотят, все, что они совершают, — для детей. Уважать ребенка означает уважать собственное будущее.
Хорошо, это положения, так сказать, общие, а практически как подступиться к ребенку, чтобы не навредить, чтобы с первых дней его жизни «работать» на будущий характер человека, на создание содержательной личности?
Ребенок плачет. Если мать убеждена — он здоров, не ушибся только что, не испугался чего-то, а просто капризничает, не стоит торопиться с утешениями. Сами по себе слезы никакой опасности для крошки на представляют. Надо отвлечь ребенка, переключить его внимание на какой-то посторонний объект. Тут молодые мамы, случается, высказывают неудовольствие: «Отвлечь! Он, видите ли, будет фокусы показывать, а я перед ним на голове стой! .. »
Понятно: мама устала, она раздражена, она недосыпает. Только для чего на «голову становиться»? Не о том вовсе речь! Он ревет, а вы, худого слова не говоря, не пошлепывая крикуна, включаете проигрыватель с пластинкой про доктора «Айболита- … И слезам — конец, во весь рот — улыбка. Возможен и другой вариант. Мама, будто не замечая слез, говорит: «Не знаю, что делать, папы дома нет, ни одного мужчины рядом, кто мне поможет … » — и называет какое-то дело, каким обычно сын занимается с охотой и увлечением… и снова слезам конец. Еще вариант: он ревет, а мама, наливая в стакан компот, спрашивает: «Ты не мог бы попробовать — достаточно я положила сахару?» …
Но возможно, ни одна приведенная рекомендация не подойдет, это все равно не может опорочить принцип «отвлекать, а не утешать!». Просто к этому ребенку требуется иной ключ. Какой? Тут, как говорится, маме и карты в руки: она должна своего малыша знать лучше, чем кто-либо иной.
Костя быстро засыпает с зайцем в руках, а Вера — с куклой, а Мите хоть какую-нибудь тряпку в руки дайте, было бы за что держаться, иначе извертится, бедняга … Не спешите ломать привычку, не действуйте грубо, даже если вам привычка не по душе. Насилие еще неизвестно какие даст всходы, в одном можно, однако, не сомневаться: никакое силовое воздействие не делает личность лучше, никогда не способствует совершенствованию человека. Если ребенок привык, что около него сидят перед сном мама или бабушка, нельзя и не надо в один прекрасный день объявлять: «Хватит! Вырос, довольно с тобой нянчиться, конец. С сегодняшнего дня засыпай самостоятельно». Разумнее утомить ребенка перед сном, успокоить, малость посидеть около него, отходя, сказать: «Сейчас вернусь», — и непременно вернуться. В следующий раз продлить отлучку, потом — еще и еще. Трех четырех, ну, пяти вечеров окажется вполне достаточно, чтобы ребенок забыл воспитанную вами в нем привычку и без потрясений перешел на новый режим засыпания.
Вполне вероятно, что кому-то и приведенные примеры, и, так сказать, типовые ситуации покажутся мелкими, незначительными. Но если хорошенько подумать, так и вся взрослая жизнь складывается по большей части из мелочей — это во первых. И во-вторых, нет, пожалуй, заблуждения распространеннее, чем взрослая уверенность: я же сказал все … Да, родители говорят и говорят, а поток их слов (заметим совершенно справедливых) может быть даже мудрых и доброжелательных, от ребят отскакивает. Почему? Слишком много обрушивают взрослые этих самых слов на ребячьи головы.
Какой же выход? Ясное дело, не играть в молчанку, а заботиться о весомости и краткости слов, адресуемых детям. Не купили мороженое, а он (она) просил. Объясните: холодно на улице. Не разрешили взять ваши лыжи. Четко: они тебе велики, нормально на них кататься не сможешь. Повзрослевшему ребенку не приобрели модную рубаху или юбочку, без лишних слов: денег нет, будут — куплю …
Несколько примеров, которые можно бы характеризовать как при меры от противного.
В доме появилось беспомощное, забавное существо — ребенок. И странное дело: существо еще не научилось толком глядеть на белый свет, а уже подчинило себе всех окружающих. «Окно не открывать! Лялю продует». «Завесить лампу! Кисаньке в глаза светит». Вроде все правильно: малютку недолго и простудить, новорожденному нужен покой, стерильная соска, двадцать пеленок на день и много чего еще.
И ,все же опасайтесь переусердствовать. Время идет, накручиваются дни в недели, недели — в месяцы, Лялечка уже сидит, лопочет, она уже делает первые робкие шажки …
Осторожно! Нежные, любящие мамы и папы, не превращайтесь в добровольных рабов, своих ребятишек. Ведь у Лялечки прорезываются не только зубы, но и — характер. Глубоко ошибаются те, кто полагает: маленький — значит, еще и глупый! У ребенка меньше, чем у вас, информации, бесспорно, а что касается ума — это как повезет. И самое главное, не забывайте: малыши могут многого не понимать, да! но они решительно все чувствуют! Великое искусство воспитания отличается от рядового воспитательного умения превосходно отточенным чувством меры, тем самым «чуть-чуть», на котором держится всякое искусство.
Мама жалуется: «Он делается невозможным: все ломает, портит!» Разберемся, что случилось. Костик ворвался резвым галопом на кухню и схватил яйцо. А оно на пол трах, и потекло! Костик попробовал — вкусно … И конечно, пока знакомился с белком и желтком, перемазался, как поросенок. Мама в крик: «Хватаешь! Сколько раз сказано — не смей!» Маму понять нетрудно, наверное, и посочувствовать надо, труднее понять Костю, открывающего мир … А надо, очень надо!
«Ему говоришь: отойди, а он нарочно лезет туда, куда не надо» это мама. Она не может остановиться, последнее слово должно быть за ней.
Мамы, мамы, постарайтесь все таки понять: без терпения не может быть никакого воспитания.