В старости человека ждет множество испытаний. Однако больше всего гнетет сознание, что жизнь заканчивается, что впереди уже ничего нет. Как преодолеть такие настроения? Этот вопрос выводит нас в плоскость философских, мировоззренческих проблем, которые имеют и прямой психологический смысл.
Человеческая жизнь мало чем напоминает «прямую плацкарту» от места убытия к месту назначения. Каждая «пересадка» с одного возрастного состава на другой дается непросто, часто ценой кризиса. Своеобразный психологический кризис испытывает человек с наступлением старости.
Чтобы ощутить свою деятельную силу в период, когда начинают сказываться признаки старости, человеку надо не только про явить практическую активность, но и мобилизовать силу воли, душевные качества, утверждать здоровый дух в теле, которое все более и более подвержено болезням и недугам.
Оглядываясь в прошлое, человек обретает как бы новое видение событий своей биографии, дает им новую оценку с позиций жизненного опыта, в ситуации, когда практически ничего в прошедшем изменить нельзя и нет оснований рассчитывать на многое в будущем. В этой ситуации человеческая личность получает состояние остановки, статичности, определенной полноты и завершенности, когда жизнь как процесс непосредственного переживания, поглощающего все мысли и чувства и не оставляющего времени «остановиться, оглянуться», как бы замирает и предстает перед сознанием человека в форме законченного пластичного образа, который подлежит созерцанию. И, созерцая себя как продукт прожитой жизни, как результат собственных усилий, человек с особой силой осмысливает свою жизнь.
Особую напряженность и остроту самоанализу придает тот факт, что в ходе дальнейшей жизни возможны минимальные изменения, «исправления» пройденного пути, для которых остался небольшой запас времени и сил. Это мучительный переход от состояния макси мальвой активности, бурной деятельности к ее постоянному свертыванию, ограничению, накладываемому здоровьем, дефицитом творческих сил и необходимостью уступить свое место новым поколениям.
При этом сегодня человек в 60 лет еще не ощущает себя старым и к моменту официального срока выхода на пенсию нередко пытается повысить свою активность. Ведь для нашего сознания старость, что греха таить, не обладает такой притягательной силой, таким обаянием, как молодость, и мы оплакиваем свою старость, ложью и косметическими уловками пытаемся скрыть ее признаки.
В этой связи для человека в старости особое значение имеет обретение нового смысла жизни, позитивного содержания старости. Это центральная задача, сверхзадача.
Обычно страхи перед наступлением старости, уходом на пенсию оказываются преувеличенными.
Во всяком случае, по данным социологов, 2/3 пенсионеров вполне удовлетворены своей жизнью и вовсе не рвутся на рабочее место. Резкое ухудшение самочувствия при этом наблюдается лишь у каждого 10-го, материальные затруднения и чувство бесполезности ощущает только каждый 5-й, одиночество каждый 12-й. В сравнении с ожиданиями социологов, сложившимися до исследования под впечатлением общей тональности разговоров со стариками, все эти доли неудовлетворенных смотрятся как слишком малые. Видимо, боязнь старости, выхода на пенсию не более чем новоявленный миф, но никак не реальность.
Особым приобретением старости, ее главным положительным звеном является мудрость. Мудрость, как определенное состояние духа, смысл которого — установление связи и преемственности поколений, освобождение от случайности и суетности обыденной жизни, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, возводящий старика в ранг философа жизни, — это качество делает позицию пожилого человека в современном мире уникальной по общественной и исторической значимости, гуманной по своему предназначению и направленности.