В старости человека ждет множество испытаний. Однако больше всего гнетет сознание, что жизнь заканчивается, что впереди уже ничего нет. Как преодолеть такие настроения? Этот вопрос выводит нас в плоскость философ­ских, мировоззренческих проблем, которые имеют и прямой психологи­ческий смысл.

Человеческая жизнь мало чем напоминает «прямую плацкарту» от места убытия к месту назначения. Каждая «пересадка» с одного воз­растного состава на другой дается непросто, часто ценой кризиса. Своеобразный психологический кризис испытывает человек с насту­плением старости.

Чтобы ощутить свою деятель­ную силу в период, когда начинают сказываться признаки старости, человеку надо не только про явить практическую активность, но и мобилизовать силу воли, душевные качества, утверждать здоровый дух в теле, которое все более и более подвержено болезням и недугам.

Оглядываясь в прошлое, человек обретает как бы новое видение событий своей биографии, дает им новую оценку с позиций жизненного опыта, в ситуации, когда практи­чески ничего в прошедшем изменить нельзя и нет оснований рассчиты­вать на многое в будущем. В этой ситуации человеческая личность получает состояние остановки, ста­тичности, определенной полноты и завершенности, когда жизнь как процесс непосредственного пережи­вания, поглощающего все мысли и чувства и не оставляющего времени «остановиться, оглянуться», как бы замирает и предстает перед созна­нием человека в форме закончен­ного пластичного образа, который подлежит созерцанию. И, созерцая себя как продукт прожитой жизни, как результат собственных усилий, человек с особой силой осмысливает свою жизнь.

Особую напряженность и ост­роту самоанализу придает тот факт, что в ходе дальнейшей жизни воз­можны минимальные изменения, «исправления» пройденного пути, для которых остался небольшой запас времени и сил. Это мучитель­ный переход от состояния макси­ мальвой активности, бурной де­ятельности к ее постоянному свер­тыванию, ограничению, наклады­ваемому здоровьем, дефицитом творческих сил и необходимостью уступить свое место новым поколе­ниям.

При этом сегодня человек в 60 лет еще не ощущает себя старым и к моменту официального срока вы­хода на пенсию нередко пытается повысить свою активность. Ведь для нашего сознания старость, что греха таить, не обладает такой притяга­тельной силой, таким обаянием, как молодость, и мы оплакиваем свою старость, ложью и косметическими уловками пытаемся скрыть ее приз­наки.

В этой связи для человека в ста­рости особое значение имеет обре­тение нового смысла жизни, пози­тивного содержания старости. Это центральная задача, сверхзадача.

Обычно страхи перед наступле­нием старости, уходом на пенсию оказываются преувеличенными.

Во всяком случае, по данным социологов, 2/3 пенсионеров вполне удовлетворены своей жизнью и вовсе не рвутся на рабочее место. Резкое ухудшение самочувствия при этом наблюдается лишь у каждого 10-го, материальные затруднения и чувство бесполезности ощущает только каждый 5-й, одиночество ­ каждый 12-й. В сравнении с ожида­ниями социологов, сложившимися до исследования под впечатлением общей тональности разговоров со стариками, все эти доли неудовле­творенных смотрятся как слишком малые. Видимо, боязнь старости, выхода на пенсию не более чем новоявленный миф, но никак не реальность.

Особым приобретением старо­сти, ее главным положительным звеном является мудрость. Муд­рость, как определенное состоя­ние духа, смысл которого — уста­новление связи и преемственности поколений, освобождение от слу­чайности и суетности обыденной жизни, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, возводя­щий старика в ранг философа жиз­ни, — это качество делает позицию пожилого человека в современном мире уникальной по общественной и исторической значимости, гуманной по своему предназначению и направленности.