Вопрос принципиальный и программный, ведь семья и общество взаимосвяза­ны, подобно сообщающимся сосу­дам: характер и стиль взаимодей­ствия людей в сфере политики, производства и социальной активно­сти проникают в семью, где порой они заостряются, утрируются и в таком виде могут возвращаться в общественную жизнь. Еще недавно в нашей общественно-политической жизни преобладал командно-воле­вой стиль управления. Закрепился он и в семейной сфере, проявляясь в привычке указывать другому, одер­гивать, требовать подчинения. Если конкретная семья имеет жесткую структуру отношений, то многое в ней построено на позиционном пре­восходстве главы — отца или мате­ри. Нередко отношения осуществля­ются в соответствии с принципом «я начальник — ты дурак», действовав­шим и еще живущим в жестких общественных и производственных структурах. В таких условиях семья поставляла обществу полуфабри­каты функционеров и тем самым исправно платила ему свою дань, а школа приступала к последующим операциям шлифовки личностей, лишенных самостоятельности и ори­гинальности. Если же семья не имеет жесткой структуры отноше­ний, как и некоторые звенья нашей общественной системы, то в ней царит анархия, каждый живет сам по себе и норовит командовать дру­гими.

Дефицит компетентности, ответ­ственности и обоснованности дей­ствий, обнаруживающийся в обще­ственных подсистемах, например на производстве или в учреждениях, имеет свое продолжение в семье. Здесь он проявляется в дефиците взрослости родителей, в их педаго­гической некомпетентности и без­ ответственном отношении к детям. Привычка к демагогии в обществен­ной структуре нашла свое отраже­ние и в семейном общении в форме критиканства и обывательского брюзжания: иные люди недовольны всем — старыми беспорядками и новыми начинаниями, рецидивами бюрократии, ЖЭКом и телевидением, моло­дежью и стариками. Бюрократичес­кое чванство высокопоставленного руководителя приобретает в семье контуры барства. Привычка уго­ждать и подчиняться, свойственная представителям «средних» эшелонов социальной иерархии, преобразу­ется на уровне семьи в разные формы психологической компенса­ции — в грубость, хамство, униже­ние детей, жены (мужа), престаре­лых родителей. Ведь лакей непре­менно ищет объект для самоутверж­дения.

Отряды хозяйственников, снаб­женцев и прочих дельцов, кто может брать на государственном предпри­ятии все, что плохо лежит, зачастую оказывались активными устроите­лями дач и комфорта в городских квартирах, являя пример семейной псевдопорядочности. «Несуны» по­ мельче оборачиваются в доме сме­калистыми умельцами, ловко при­спосабливающими в кухнях, ванных и лоджиях казенный кафель, дере­вянные и металлические детали. Безынициативный и не авторитет­ный на производстве инженер нередко таким же остается и в се­мье — поесть, поспать, посмотреть телевизор. Честный труженик, как правило, — надежный муж (жена) и внимательный отец (мать).

Личность продолжает себя в семье, хотя бывает и так, что на работе человек один, а дома — дру­гой. Тем не менее трудно предполо­жить, что в хорошего семьянина может перевоплотиться бюрократ, беспринципный исполнитель, апа­тичный обыватель или рвач.