Да, именно «отдаления», а не «отделения», поскольку первое понятие более широкое, глубокое по своей сущности, чем второе. «Отдаление» — это мера автономии не только территориальной, но и материальной, духовной, эмоциональной, социальной, правовой и т. д.
Если исходить из оптимальных взаимоотношений родственных семей, то надо признать объективно необходимыми как определенную степень автономии каждой такой семьи, так и сохранение достаточно стабильных и систематических связей между ними.
Вообще говоря, процесс постепенного отдаления детей от родителей происходит непрерывно с их рождения. Однако на определенных этапах нарушается равномерность процесса, происходят скачкообразные резкие сдвиги в отношениях между родителями и детьми, воспринимаемые подчас болезненно, прекращение грудного вскармливания, начало посещения дошкольного детского учреждения, поступление в школу и, наконец, выделение взрослых детей из родительской семьи. Чем более резкими и в особенности несвоевременными оказываются формы и степень отдаления детей от родителей, тем выше риск отрицательных последствий этого для детей. Оказывается неблагоприятное влияние на их психическое, нравственное, эмоциональное, физическое развитие. Разумеется, характер влияний не всегда однозначен. Негативные последствия нарушений привычных связей детей с родителями ослабляются таким мощным фактором, как прочный фундамент положительных результатов воспитания в семье. Взрослые дети в этом случае осознают, что причиной частичной утраты связей с родителями являлись внешние обстоятельства. Отсутствующий родитель, которого можно любить, остается для ребенкапсихологической и нравственной опорой.
Постепенное естественное отдаление детей от родителей — лишь одна сторона явления. Другая сторона, непосредственно связанная с первой, заключается в том, что многие уроки семьи, усвоенные в детстве и юности, становятся свойствами личности, пожизненно руководящими ее поступками и чувствами. Как отметил в своей книге «Люди, которые играют в игры» американский психолог Эрик Берн, предписания родителя могут обретать силу колдовского заклятия, которое оказывается заложенным в самой психике человека. Суть связи этих двух сторон процесса в том, что целью воспитания и является формирование у ребенка стабильных психологических установок и способностей самостоятельно осуществлять комплекс социальных функций. По мере того как человек овладевает необходимыми знаниями и умениями, ослабевают и прекращаются соответствующие виды воспитательных воздействий семьи, т. е. происходит отдаление, автономизация личности ребенка от родителей.
Достижение взрослости, выделение взрослых детей из родительской семьи как бы фиксируют завершение процесса воспитания, социализации, осуществляющегося семьей. Взаимоотношения детей и родителей переходят в качественно новую форму. Отпадает объективная необходимость в опеке, в зависимости детей от родителей. Теперь это отношения в основном равноправных, взаимно независимых, самостоятельных людей, которых связывают в первую очередь сохраняющиеся родственные чувства, а также чувство долга, признательности. Если по инерции та или иная сторона претендует на сохранение утративших объективную необходимость видов отношений, это может быть чревато либо конфликтом поколений, либо формированием инфантильной, не приспособленной к жизни личности. Так, повседневная, мелочная опека над взрослыми детьми, лишение их права самостоятельно принимать решения способны лишь вызвать протест молодых либо превратить их в безвольных, безынициативных людей с преобладанием потребительской ориентации.
Подобные отклонения от закономерного развития взаимоотношений поколений в семье могут иметь свои отдаленные, но крайне неприятные последствия. Когда родители состарятся, будут больны и немощны, они могут не получить так необходимую им поддержку и помощь детей. Кроме того, строя уже свою семью, дети могут заложить в свои отношения модель родительской семьи, повторив ее ошибки.
Говоря об отношениях родителей и взрослых детей, нельзя не принимать во внимание те особые условия, которые возникают в случае, если у сына или дочери появляется своя семья. Но это уже предмет специального разговора.