Происходит это под давле­нием того же командно-волевого стиля. В иных семьях звучат слова и оценки, принижающие умственные способности ребенка. Отцу или матери ничего не стоит сказать: «Какую глупость ты несешь; помал­кивай, мал еще рассуждать; не суй свой нос, когда старшие разговари­вают; не задавай идиотских вопро­сов; перестань кривляться, как дурак; ты ведешь себя как ненор­мальный». Не менее выразительны обороты речи, ставящие под сомне­ние физические достоинства ребен­ка: «Крутишься, будто у тебя шило в одном месте; уйди от зеркала, не строй из себя красавицу; ты ­ кисель, а не мужчина; на тебя что ни надень, все равно видны твои острые лопатки (торчащие коленки, плоская грудь)».

Некоторые обра­щения родителей выражают общее пренебрежение к ребенку: «Отойди, ты мне противен; я бы тебе уши надрала, да руки пачкать не хо­чется; откуда ты взялся на мою шею». Встречаются формулировки, оскорбляющие личность ребенка посредством невыгодных сравнений и метафор: «Ты упрям, как твой отец; не будь тряпкой; мерзавка, где шляешься допоздна; что сияешь, как жук навозный?» Богат арсенал угроз, приструняющих и подавля­ющих инициативу ребенка, демон­стрирующих силу воспитателя: «Уй­ди, а то тресну; перестань орать, убью; еще раз придешь поздно ­ семь шкур спущу; попробуй прине­сти в подоле — на одну ногу встану, за другую раздеру!»

Но пожалуй, самое скверное и обидное, что придумали родители для своих детей, — комплексное негативное воздействие. Оно вклю­чает в себя и угрозу, и принижение ума, и отрицание нравственных качеств ребенка. Вот классический образец, нередко произносимый материнскими устами: «Если ты сей­час же не заснешь, дрянь такая, позову отца, он тебя, дуру, быстро угомонит!»