Происходит это под давлением того же командно-волевого стиля. В иных семьях звучат слова и оценки, принижающие умственные способности ребенка. Отцу или матери ничего не стоит сказать: «Какую глупость ты несешь; помалкивай, мал еще рассуждать; не суй свой нос, когда старшие разговаривают; не задавай идиотских вопросов; перестань кривляться, как дурак; ты ведешь себя как ненормальный». Не менее выразительны обороты речи, ставящие под сомнение физические достоинства ребенка: «Крутишься, будто у тебя шило в одном месте; уйди от зеркала, не строй из себя красавицу; ты кисель, а не мужчина; на тебя что ни надень, все равно видны твои острые лопатки (торчащие коленки, плоская грудь)».
Некоторые обращения родителей выражают общее пренебрежение к ребенку: «Отойди, ты мне противен; я бы тебе уши надрала, да руки пачкать не хочется; откуда ты взялся на мою шею». Встречаются формулировки, оскорбляющие личность ребенка посредством невыгодных сравнений и метафор: «Ты упрям, как твой отец; не будь тряпкой; мерзавка, где шляешься допоздна; что сияешь, как жук навозный?» Богат арсенал угроз, приструняющих и подавляющих инициативу ребенка, демонстрирующих силу воспитателя: «Уйди, а то тресну; перестань орать, убью; еще раз придешь поздно семь шкур спущу; попробуй принести в подоле — на одну ногу встану, за другую раздеру!»
Но пожалуй, самое скверное и обидное, что придумали родители для своих детей, — комплексное негативное воздействие. Оно включает в себя и угрозу, и принижение ума, и отрицание нравственных качеств ребенка. Вот классический образец, нередко произносимый материнскими устами: «Если ты сейчас же не заснешь, дрянь такая, позову отца, он тебя, дуру, быстро угомонит!»