Наступает полоса интенсивного психического развития ребенка, совершенствования движений. Может быть, он за предыдущий месяцсяц не столь значительно прибавил в росте и весе, но приобрел множество новых навыков.
Он умеет хорошо сидеть, встает, держаcь руками за спинку кровати, переступает вдоль барьера манежа. Девятимесячный ребенок уже сам развлекает себя игрушками, с удовольствием складывает предметы в коробочку и вынимает их. Он долго и сосредоточенно надевает кольца пирамидки на стержень, умеет катать мяч, закрыть и открыть матрешку. По просьбе взрослого дает ручку, охотно включается в игру «догоню-догоню», «прячется», закрывая глаза.
Надо всячески поощрять и развивать эту активность и самостоятельность. На время бодрствования оставляйте ребенка одного с игрушками в манеже, дайте ему поползать по полу (разумеется, на чистом одеяле).
Пусть ребенок играет самостоятельно, но учтите, что однообразная деятельность утомляет малыша, он не может долго заниматься одной игрушкой. Незаметно для ребенка наблюдайте за ним и, когда он начнет скучать, переключите его внимание , найдите ему какое-нибудь другое развлечение.
Трудно и беспокойно родителям, да и вредно для самого ребенка, если он не умеет играть один. Но это не значит, что с ним совсем не надо заниматься. Учите ребенка находить лежащую среди других названную вами игрушку. Пусть малыш по вашей просьбе покажет носик, глазки у себя, у вас, у мишки. Он должен знать имена окружающих взрослых и детей. Конечно, он пока не повторит их, но сможет понять, о ком именно идет речь.
Больше разговаривайте с ребенком, поощряйте его попытки произнести отдельные слоги. Его «дай дай», «мама» — не просто подражание вам, они уже обычно вполне осмысленны.
Благодаря повышению выносливости нервной системы ребенок уже в состоянии бодрствовать 3,5-4 часа. Теперь его можно укладывать спать днем только 2 раза.
В связи с этим рационально несколько изменить режим дня. Предлагаем вам следующий вариант:
завтрак — 7 час.;
обед — 11 час. 30 мин.;
полдник — 16 час.;
ужин — 19 час. 30 мин.;
ночное кормление- 22 час.;
ночной сон — с 20 до 6 час. 30 мин;
дневной сон — с 9 до 11 час. 30 мин. и с 14 час. 30 мин. до 16 час.
Утром лучше всего кормить ребенка грудью. Дополнительно можно дать немного творога и сока. На обед — суп, овощное пюре с мясом, фрукты. В полдник, кефир, молоко или сок. На ужин каша на молоке с творгом, соки. Ночное кормление грудное молоко или, как менее желательный вариант, кефир.
Обычно. к десятому месяцу у матерей уже уменьшается лактация, но будет идеально, если вы сумеете сохранить два грудных кормления.
Некоторые дети спокойно спят с 8 часов вечера до утра и, если их пробуют накормить сонных, недовольно отворачиваются от груди или бутылочки. В таких случаях вам не следует быть настойчивыми. Пусть малыш ест 4 раза в день, но в каждое из этих четырех кормлений немного увеличьте его порцию, с тем чтобы в общей сложности он получил
положенные 1000 г.
Один раз в неделю мясной бульон можно заменить рыбным. Для этого мелко нарезанную рыбу варят 30-40 мин. и процеживают через 2-3 слоя марли, чтобы не попали косточки. Не пренебрегайте такой рыбой, как треска, серебристый хек, они нежирные, содержат в большом количестве вещества, необходимые растущему организму. Овощное пюре можно иногда заменить тертой свежей морковью со сливками или с яблоками, ягодами. Не забывайте о соках из свежих
фруктов.
Некоторых родителей волнует, как реагировать на плач ребенка. Опрометью бросаться к нему при каждом проявлении неудовольствия, помногу носить на руках, постоянно чем-нибудь забавлять не следует. Но если ребенок больше обычного плачет, перестает играть, становится вялым, будьте настороже. Проследите, как он проведет ночь. Когда малыш спит беспокойно, дышит ртом и часто просыпается, можно предположить, что он заболел. Обязательно утром измерьте температуру. Если она повышена, вызовите врача.
Больной ребенок спит много, но беспокойно, отказывается от еды. Вы огорчены его состоянием и не можете понять, почему он заболел. Ведь еще вчера малыш казался совершенно здоровым, вы с ним гуляли, он прекрасно ел и спал. Вы
даже решились пойти с ним в гости к приятельнице, и ребенок с большим удовольствием развлекался в обществе двух других детей, чуть постарше.
Ваша приятельница живет совсем недалеко, и вы сначала хотели пройтись пешком, но потом проехали две остановки в автобусе. Как будто никто не чихал и не кашлял. От кого же заразился малыш?
Сказать трудно, но вероятнее всего — в автобусе или в гостях. У взрослых респираторные заболевания протекают иногда малозаметно. На легкие катаральные явления они обычно не обращают внимания; перенося их на ногах. Но и такой «скрытый» больной разносит инфекцию. Для ребенка, защитные силы которого еще невелики, достаточно нескольких минут общения с ним, чтобы заразиться.
Учтите, что при высокой температуре у детей часто бывает рвота. Если это случится, малыша надо быстро вытереть и переодеть. Рвотные массы имеют устойчивый кислый запах — сразу же уберите из комнаты и постирайте или залейте водой испачканное детское белье.
Не кормите ребенка насильно, это может снова спровоцировать рвоту; пусть ест столько, сколько хочет. Запишите, сколько он съел. Если окажется, что малыш получил меньше половины положенного, остальное количество надо дополнять жидкостью — чаем, соком, даже водой.
Заболевшему ребенку до прихода врача нельзя давать никаких медикаментов. Но все, что будет назначено врачом, давайте очень точно и аккуратно.
Многие молодые родители не любят измерять ребенку температуру и определяют ее на ощупь. Иногда им кажется, что ребенок «весь горит», а в действительности повышение температуры у него незначительное; бывает, к сожалению, и наоборот.
Температура — один из важных показателей состояния ребенка, и ее надо знать точно. Измеряют температуру 2 раза в день: в 7-8 часов утра и в 16-18 часов.
Градусник продезинфицируйте одеколоном, стряхните ртуть и положите его ребенку под мышку. Если малыш потный, подмышечную область надо вытереть. Во время измерения температуры держите ребенка на руках или в кроватке,
прижимая его ручку так, чтобы градусник плотно соприкасался с телом и не выскальзывал. Температуру измеряют в течение 10 мин. Результаты измерения запишите. Не оставляйте ребенка с градусником одного. Это опасно.
Если врач назначил инъекции, их обычно делает медицинская сестра. К ее приходу освободите часть стола, застелите его чистой салфеткой. Чтобы сестра могла вымыть руки, приготовьте отдельное чистое полотенце и мыло. Старайтесь только эти приготовления не делать на глазах у ребенка. Во время инъекции лучше держать его на руках. После окончания процедуры приласкайте малыша, объясните, что это было необходимо. Конечно, он не поймет смысла ваших утешительных слов, но сочувственное, мягкое обращение его успокоит.
Очень важно, чтобы ребенка никогда не пугали уколами, не грозили: «Позову доктора», не успокаивали, жалея: «Плохая тетя — сделала больно». Вероятно, ему еще не раз предстоят инъекции, и от того, как он воспримет их впервые, от вашего собственного поведения зависит его дальнейшее отношение к шприцу и игле.
Когда у малыша появляется насморк, вытирайте ему носик мягкими носовыми платками, которые надо часто менять. Чтобы платки всегда были под рукой, привяжите к кроватке небольшой мешочек. Удобнее всего пользоваться кусочком бинта, каждый раз новым.
Все выписанные ребенку лекарства надо сложить в отдельную коробочку. Не забывайте, перед тем как дать лекарство, внимательно прочитать этикетку. Такое правило существует для медицинского персонала, но мы рекомендуем его и родителям: это мобилизует внимание, гарантирует от ошибки.
Если назначены капли в нос, их надо хранить в прохладном месте. Набрав в пипетку, капли слегка согревают (можно перевернуть пипетку и резиновую часть опустить в теплую воду). Предварительно нос прочищают ватными жгутиками,
отдельным для каждой ноздри. Ребенка можно взять на руки, но так, чтобы головка была откинута назад, или положить на стол и придержать в нужном положении. Руки малыша также придется придерживать.
Жидкие лекарства дают с ложечки, предварительно согретыми. Порошки разводят в воде или сладком сиропе.
Во время болезни ребенка нужно особенно тщательно следить за чистотой его тела. Руки несколько раз в день моют с мылом. Лицо, шею, за ушами протирают влажной марлей. Паховую область и ягодицы подмывают после каждого испражнения. Если врач разрешает, малыша можно купать, но голову пока лучше не мойте. И еще одна предосторожность: вынув ребенка из ванны, заверните в согретые пеленки.
Редкий ребенок не болеет ни разу в течение всего первого года жизни. И все-таки болезней можно избежать, к этому надо стремиться.
Будьте упорны и терпеливы в проведении закаливающих процедур. Через три-четыре недели после того, как ваш малыш выздоровеет, начните их снова, но так же осторожно, как вначале: первые воздушные ванны пусть длятся 2-3 мин., температура воды для обтираний должна быть не ниже + 3-35 *С. Но увеличивать продолжительность ванн и снижать температуру воды можно будет быстрее, чем вы это делали раньше.
При наступлении осенне-зимнего периода респираторные заболевания особенно часты. Оберегайте малыша от контакта с больными!
Лучше всего гулять с ним во дворе своего дома, где вы знаете всех детей и родителей и уверены, что они здоровы. Избегайте поездок в городском транспорте, не берите малыша с собой, когда идете в гости, в магазины; если заболеет кто-либо из членов семьи, сразу же изолируйте его от ребенка.
Надеемся, что ребенку сделаны все полагающиеся по возрасту профилактические прививки.