Наступает полоса интенсив­ного психического развития ребенка, совершенствования движе­ний. Может быть, он за предыдущий месяцсяц не столь значительно прибавил в росте и весе, но приобрел мно­жество новых навыков.

Он умеет хорошо сидеть, встает, держаcь руками за спинку кровати, переступает вдоль барьера манежа. Девятимесячный ребенок уже сам развлекает себя игрушками, с удо­вольствием складывает предметы в коробочку и вынимает их. Он долго и сосредоточенно надевает кольца пирамидки на стержень, умеет катать мяч, закрыть и от­крыть матрешку. По просьбе взро­слого дает ручку, охотно вклю­чается в игру «догоню-догоню», «прячется», закрывая глаза.

Надо всячески поощрять и разви­вать эту активность и самостоятельность. На время бодрствования оставляйте ребенка одного с игруш­ками в манеже, дайте ему поползать по полу (разумеется, на чистом оде­яле).

Пусть ребенок играет самосто­ятельно, но учтите, что однообраз­ная деятельность утомляет малыша, он не может долго заниматься одной игрушкой. Незаметно для ребенка наблюдайте за ним и, когда он нач­нет скучать, переключите его вни­мание , найдите ему какое-нибудь другое развлечение.

Трудно и беспокойно родителям, да и вредно для самого ребенка, если он не умеет играть один. Но это не значит, что с ним совсем не надо заниматься. Учите ребенка находить лежащую среди других названную вами игрушку. Пусть малыш по вашей просьбе покажет носик, глазки у себя, у вас, у мишки. Он должен знать имена окружающих взрослых и детей. Конечно, он пока не повторит их, но сможет понять, о ком именно идет речь.

Больше разговаривайте с ребен­ком, поощряйте его попытки произ­нести отдельные слоги. Его «дай­ дай», «мама» — не просто подража­ние вам, они уже обычно вполне осмысленны.

Благодаря повышению выносливости нервной системы ребенок уже в состоянии бодрствовать 3,5-4 часа. Теперь его можно укладывать спать днем только 2 раза.

В связи с этим рационально несколько изменить режим дня. Предлагаем вам следующий вари­ант:

завтрак — 7 час.;

обед — 11 час. 30 мин.;

полдник — 16 час.;

ужин — 19 час. 30 мин.;

ночное кормление- 22 час.;

ночной сон — с 20 до 6 час. 30 мин;

дневной сон — с 9 до 11 час. 30 мин. и с 14 час. 30 мин. до 16 час.

Утром лучше всего кормить ребенка грудью. Дополнительно можно дать немного творога и сока. На обед — суп, овощное пюре с мясом, фрукты. В полдник,­ кефир, молоко или сок. На ужин ­ каша на молоке с творгом, соки. Ночное кормление грудное молоко или, как менее желательный вариант, кефир.

Обычно. к десятому месяцу у матерей уже уменьшается лактация, но будет идеально, если вы сумеете сохранить два грудных кормления.

Некоторые дети спокойно спят с 8 часов вечера до утра и, если их пробуют накормить сонных, недо­вольно отворачиваются от груди или бутылочки. В таких случаях вам не следует быть настойчивыми. Пусть малыш ест 4 раза в день, но в каждое из этих четырех кормлений немного увеличьте его порцию, с тем чтобы в общей сложности он получил
положенные 1000 г.

Один раз в неделю мясной бульон можно заменить рыбным. Для этого мелко нарезанную рыбу варят 30-40 мин. и процеживают через 2-3 слоя марли, чтобы не попали косточки. Не пренебрегайте такой рыбой, как треска, серебри­стый хек, они нежирные, содер­жат в большом количестве вещества, необходимые растущему орга­низму. Овощное пюре можно иногда заменить тертой свежей морковью со сливками или с яблоками, ягода­ми. Не забывайте о соках из свежих
фруктов.

Некоторых родителей волнует, как реагировать на плач ребенка. Опрометью бросаться к нему при каждом проявлении неудовольствия, помногу носить на руках, постоянно чем-нибудь забавлять не следует. Но если ребенок больше обычного пла­чет, перестает играть, становится вялым, будьте настороже. Просле­дите, как он проведет ночь. Когда малыш спит беспокойно, дышит ртом и часто просыпается, можно предположить, что он заболел. Обя­зательно утром измерьте температу­ру. Если она повышена, вызовите врача.

Больной ребенок спит много, но беспокойно, отказывается от еды. Вы огорчены его состоянием и не можете понять, почему он заболел. Ведь еще вчера малыш казался совершенно здоровым, вы с ним гуляли, он прекрасно ел и спал. Вы
даже решились пойти с ним в гости к приятельнице, и ребенок с большим удовольствием развлекался в обще­стве двух других детей, чуть постар­ше.

Ваша приятельница живет сов­сем недалеко, и вы сначала хотели пройтись пешком, но потом прое­хали две остановки в автобусе. Как будто никто не чихал и не кашлял. От кого же заразился малыш?

Сказать трудно, но вероятнее всего — в автобусе или в гостях. У взрослых респираторные заболева­ния протекают иногда малозаметно. На легкие катаральные явления они обычно не обращают внимания; перенося их на ногах. Но и такой «скрытый» больной разносит инфекцию. Для ребенка, защитные силы которого еще невелики, доста­точно нескольких минут общения с ним, чтобы заразиться.

Учтите, что при высокой темпе­ратуре у детей часто бывает рвота. Если это случится, малыша надо быстро вытереть и переодеть. Рвот­ные массы имеют устойчивый кислый запах — сразу же уберите из комнаты и постирайте или залейте водой испачканное детское белье.

Не кормите ребенка насильно, это может снова спровоцировать рвоту; пусть ест столько, сколько хочет. Запишите, сколько он съел. Если окажется, что малыш получил меньше половины положенного, остальное количество надо допол­нять жидкостью — чаем, соком, даже водой.

Заболевшему ребенку до при­хода врача нельзя давать никаких медикаментов. Но все, что будет назначено врачом, давайте очень точно и аккуратно.

Многие молодые родители не любят измерять ребенку темпера­туру и определяют ее на ощупь. Иногда им кажется, что ребенок «весь горит», а в действительности повышение температуры у него незначительное; бывает, к сожале­нию, и наоборот.

Температура — один из важных показателей состояния ребенка, и ее надо знать точно. Измеряют темпе­ратуру 2 раза в день: в 7-8 часов утра и в 16-18 часов.

Градусник продезинфицируйте одеколоном, стряхните ртуть и положите его ребенку под мышку. Если малыш потный, подмышечную область надо вытереть. Во время измерения температуры держите ребенка на руках или в кроватке,
прижимая его ручку так, чтобы гра­дусник плотно соприкасался с телом и не выскальзывал. Температуру измеряют в течение 10 мин. Резуль­таты измерения запишите. Не остав­ляйте ребенка с градусником одно­го. Это опасно.

Если врач назначил инъекции, их обычно делает медицинская сестра. К ее приходу освободите часть сто­ла, застелите его чистой салфеткой. Чтобы сестра могла вымыть руки, приготовьте отдельное чистое поло­тенце и мыло. Старайтесь только эти приготовления не делать на гла­зах у ребенка. Во время инъекции лучше держать его на руках. После окончания процедуры приласкайте малыша, объясните, что это было необходимо. Конечно, он не поймет смысла ваших утешительных слов, но сочувственное, мягкое обраще­ние его успокоит.

Очень важно, чтобы ребенка никогда не пугали уколами, не гро­зили: «Позову доктора», не успокаи­вали, жалея: «Плохая тетя — сде­лала больно». Вероятно, ему еще не раз предстоят инъекции, и от того, как он воспримет их впервые, от вашего собственного поведения зависит его дальнейшее отношение к шприцу и игле.

Когда у малыша появляется насморк, вытирайте ему носик мяг­кими носовыми платками, которые надо часто менять. Чтобы платки всегда были под рукой, привяжите к кроватке небольшой мешочек. Удобнее всего пользоваться кусоч­ком бинта, каждый раз новым.

Все выписанные ребенку лекар­ства надо сложить в отдельную коробочку. Не забывайте, перед тем как дать лекарство, внимательно прочитать этикетку. Такое правило существует для медицинского персо­нала, но мы рекомендуем его и роди­телям: это мобилизует внимание, гарантирует от ошибки.

Если назначены капли в нос, их надо хранить в прохладном месте. Набрав в пипетку, капли слегка согревают (можно перевернуть пипетку и резиновую часть опустить в теплую воду). Предварительно нос прочищают ватными жгутиками,
отдельным для каждой ноздри. Ребенка можно взять на руки, но так, чтобы головка была откинута назад, или положить на стол и при­держать в нужном положении. Руки малыша также придется придержи­вать.

Жидкие лекарства дают с ложеч­ки, предварительно согретыми. Порошки разводят в воде или слад­ком сиропе.

Во время болезни ребенка нужно особенно тщательно следить за чистотой его тела. Руки несколько раз в день моют с мылом. Лицо, шею, за ушами протирают влажной марлей. Паховую область и ягодицы подмывают после каждого испраж­нения. Если врач разрешает, малыша можно купать, но голову пока лучше не мойте. И еще одна предосторожность: вынув ребенка из ванны, заверните в согретые пеленки.

Редкий ребенок не болеет ни разу в течение всего первого года жизни. И все-таки болезней можно избежать, к этому надо стремиться.

Будьте упорны и терпеливы в проведении закаливающих проце­дур. Через три-четыре недели после того, как ваш малыш выздоровеет, начните их снова, но так же осто­рожно, как вначале: первые воздуш­ные ванны пусть длятся 2-3 мин., температура воды для обтираний должна быть не ниже + 3-35 *С. Но увеличивать продолжительность ванн и снижать температуру воды можно будет быстрее, чем вы это делали раньше.

При наступлении осенне-зимнего периода респираторные заболевания особенно часты. Оберегайте ма­лыша от контакта с больными!

Лучше всего гулять с ним во дворе своего дома, где вы знаете всех детей и родителей и уверены, что они здоровы. Избегайте поездок в городском транспорте, не берите малыша с собой, когда идете в гости, в магазины; если заболеет кто-либо из членов семьи, сразу же изолируйте его от ребенка.

Надеемся, что ребенку сделаны все полагающиеся по возрасту про­филактические прививки.